Вернуться на предыдущую страницу

        Архив

No. 1, 2001

   

Статьи и заметки

 

АЗЫ АЗА

В начале было Слово. И было оно в Тамбове, в виде литературной студии с таким названием, волею судеб появившейся в 1981 году. Это была попытка создания нового литературного организма в условиях всеобщего никакизма. Несмотря на свое крайне маргинальное положение в системе культурной жизни города, студия уже своим существованием вызывала у официальных структур явное недовольство как очаг неподконтрольного брожения умов. Сейчас можно вспоминать об этом с усмешкой, хотя в те годы было совсем не смешно. Но тем не менее — студия "Слово" сыграла свою роль, и сейчас в литературе действуют Вадим Степанов, Флександр Федулов, Евгений Степанов, Владимир Мальков.
К концу 80-х годов мы накопили кое-какой опыт и созрели для создания авангардной ситуации в отдельно взятом городе. Так возникла идея переименования студии — она получила название "АЗ". Мы подчеркивали таким образом, что в авангардном движении надо снова начинать с азов, поскольку исторический авангард был насильственно умервщлен и вплоть до конца 80-х о том, что в нем происходило, знали единицы. Тогда же появился более широкий проект — Академия Зауми — форма объединения российских авторов и исследователей, связанных с авангардом. Постепенно к Академии Зауми примкнули как русские авторы, живущие за рубежом, так и иноязычные исследователи и поэты. В 89 — 90-х годах мы провели серию вечеров из истории русского и мирового авангарда, а с 93 по 98 год регулярно проводили (совместно с кафедрой русского языка Тамбовского университета им. Державина) конференции-фестивали с участием иногородних и иностранных авторов. Произведения тамбовчан в свою очередь стали появляться в американо-российском альманахе "Черновик" (его несгибаемый редактор — Александр Очеретянский — специально прилетал из США в Тамбов в 93 году), в журналах "Волга", "Арион", "Вавилон", газете "Поэзия". Было много интересных пересечений, встреч, реализованных и недореализованных замыслов. Но оставим все это возможным будущим исследователям. Сейчас скажем о студии АЗ.
В последние пять лет студия объединяет ярких и во многом полярных аваторов. Это обстоятельство заставляет говорить о существовании в Тамбове поэтического пространства. В самом деле, в стихах Романа Минаева, Елены Часовских, Елены Владимировой можно обнаружить довольно сильное постсимволистское влияние, отчасти с ответвлением в акмеизм,
в произведениях Сергея Лёвина, Натальи Конопкиной, Антона Лапина происходит столкновение рок-поэзии со свободным стихом, Екатерина Лебедева склонна к различным игровым формам стиха, акционности, Михаил Гавин тяготеет к обэриутству и в то же время интересно работает с палиндромическим стихом, Алексей Шепелёв и Александр Фролов обращаются к переразложению слова, алогизму, Геннадий Минаев создает своеобразный русский сюрреализм.
В то же время старейшины продолжают развивать собственные достижения и открывать новое. Александр Фудулов работает на стыке вербальности и визуальности, Владимир Мальков в последнее время создает странную прозу, Вадим Степанов неустанно умножает свои метареалистические тексты. Все, кто в большей, кто в меньшей степени, используют различные авангардные приемы, не теряя собственной органичности. Судя по всему, обращения к авангардным приемам дают возможность проникнуть к тончайшим тканям собственного состояния. При этом стоит отметить и обращения к духовным практикам (наиболее последовательно Р.Минаев и Е.Часовских).
Разумеется, такой проход по творчеству студийцев вынужденно схематичен, но, надеюсь, что он дает все-таки некоторое представление о тех поисках, которые продолжаются на территории Тамбова при моем теперь уже редком присутствии (с начала 99 года студию ведет Екатерина Лебедева). Вполне естественно, что какие-то идеи на определенном этапе исчерпывают себя, появляются новые, в этом, собственно и состоит движение. Например, поначалу АЗ в своих внешних контактах ориентировалась на авторов авангардного направления, которые работали в подполье еще с 60-х годов. У нас сложились тесные отношения с Г. Айги, Г. Сапгиром, И. Холиным, Ры Никоновой, С. Сигеем, В. Эрлем, Б. Констриктором, А. Горноном, В. Шерстяным, Е. Мнацакановой. Большинство этих контактов сохраняется и сейчас. Но затем произошло расширение в другие города России и зарубежья, повились новые авторы, тяготеющие к АЗ — И. Лощилов, В. Иванов (Новосибирск), А. Такеда (Япония), Арт. Иванов (Хабаровск), Д. Булатов (Калининград), А. Бубнов (Курск), С. Проворов (Нижний Новгород), О. Губанов (Кострома), Э. Кирсанов (Смоленск), сейчас появилась Елена Сазина (Воронеж — Халле). В результате возникла идея образования отделений Академии Зауми, каковые сейчас и появляются, расширяя круг значимых аббревиатур. Сейчас есть СОАЗ — сибирское, ДВАЗ — дальневосточное, ЯАЗ —- японское, ДАДАЗ — немецкое и т.д. Постараемся расширить этот круг, пока не придем к ВСЕАЗ, то есть, понятно, Всемирному АЗ.
На этом — общий поклон.

Сергей БИРЮКОВ,
Президент Академии Зауми