Статьи и заметки
АЗЫ
АЗА
В начале
было Слово. И было оно в Тамбове, в виде литературной студии с таким
названием, волею судеб появившейся в 1981 году. Это была попытка создания
нового литературного организма в условиях всеобщего никакизма. Несмотря
на свое крайне маргинальное положение в системе культурной жизни города,
студия уже своим существованием вызывала у официальных структур явное
недовольство как очаг неподконтрольного брожения умов. Сейчас можно
вспоминать об этом с усмешкой, хотя в те годы было совсем не смешно.
Но тем не менее — студия "Слово" сыграла свою роль, и сейчас
в литературе действуют Вадим Степанов, Флександр Федулов, Евгений Степанов,
Владимир Мальков.
К концу 80-х годов мы накопили кое-какой опыт и созрели для создания
авангардной ситуации в отдельно взятом городе. Так возникла идея переименования
студии — она получила название "АЗ". Мы подчеркивали таким
образом, что в авангардном движении надо снова начинать с азов, поскольку
исторический авангард был насильственно умервщлен и вплоть до конца
80-х о том, что в нем происходило, знали единицы. Тогда же появился
более широкий проект — Академия Зауми — форма объединения российских
авторов и исследователей, связанных с авангардом. Постепенно к Академии
Зауми примкнули как русские авторы, живущие за рубежом, так и иноязычные
исследователи и поэты. В 89 — 90-х годах мы провели серию вечеров из
истории русского и мирового авангарда, а с 93 по 98 год регулярно проводили
(совместно с кафедрой русского языка Тамбовского университета им. Державина)
конференции-фестивали с участием иногородних и иностранных авторов.
Произведения тамбовчан в свою очередь стали появляться в американо-российском
альманахе "Черновик" (его несгибаемый редактор — Александр
Очеретянский — специально прилетал из США в Тамбов в 93 году), в журналах
"Волга", "Арион", "Вавилон", газете "Поэзия".
Было много интересных пересечений, встреч, реализованных и недореализованных
замыслов. Но оставим все это возможным будущим исследователям. Сейчас
скажем о студии АЗ.
В последние пять лет студия объединяет ярких и во многом полярных аваторов.
Это обстоятельство заставляет говорить о существовании в Тамбове поэтического
пространства. В самом деле, в стихах Романа Минаева, Елены Часовских,
Елены Владимировой можно обнаружить довольно сильное постсимволистское
влияние, отчасти с ответвлением в акмеизм,
в произведениях Сергея Лёвина, Натальи Конопкиной, Антона Лапина происходит
столкновение рок-поэзии со свободным стихом, Екатерина Лебедева склонна
к различным игровым формам стиха, акционности, Михаил Гавин тяготеет
к обэриутству и в то же время интересно работает с палиндромическим
стихом, Алексей Шепелёв и Александр Фролов обращаются к переразложению
слова, алогизму, Геннадий Минаев создает своеобразный русский сюрреализм.
В то же время старейшины продолжают развивать собственные достижения
и открывать новое. Александр Фудулов работает на стыке вербальности
и визуальности, Владимир Мальков в последнее время создает странную
прозу, Вадим Степанов неустанно умножает свои метареалистические тексты.
Все, кто в большей, кто в меньшей степени, используют различные авангардные
приемы, не теряя собственной органичности. Судя по всему, обращения
к авангардным приемам дают возможность проникнуть к тончайшим тканям
собственного состояния. При этом стоит отметить и обращения к духовным
практикам (наиболее последовательно Р.Минаев и Е.Часовских).
Разумеется, такой проход по творчеству студийцев вынужденно схематичен,
но, надеюсь, что он дает все-таки некоторое представление о тех поисках,
которые продолжаются на территории Тамбова при моем теперь уже редком
присутствии (с начала 99 года студию ведет Екатерина Лебедева). Вполне
естественно, что какие-то идеи на определенном этапе исчерпывают себя,
появляются новые, в этом, собственно и состоит движение. Например, поначалу
АЗ в своих внешних контактах ориентировалась на авторов авангардного
направления, которые работали в подполье еще с 60-х годов. У нас сложились
тесные отношения с Г. Айги, Г. Сапгиром, И. Холиным, Ры Никоновой, С.
Сигеем, В. Эрлем, Б. Констриктором, А. Горноном, В. Шерстяным, Е. Мнацакановой.
Большинство этих контактов сохраняется и сейчас. Но затем произошло
расширение в другие города России и зарубежья, повились новые авторы,
тяготеющие к АЗ — И. Лощилов, В. Иванов (Новосибирск), А. Такеда
(Япония), Арт. Иванов (Хабаровск), Д. Булатов (Калининград),
А. Бубнов (Курск), С. Проворов (Нижний Новгород), О. Губанов
(Кострома), Э. Кирсанов (Смоленск), сейчас появилась Елена Сазина
(Воронеж — Халле). В результате возникла идея образования отделений
Академии Зауми, каковые сейчас и появляются, расширяя круг значимых
аббревиатур. Сейчас есть СОАЗ — сибирское, ДВАЗ — дальневосточное, ЯАЗ
—- японское, ДАДАЗ — немецкое и т.д. Постараемся расширить этот круг,
пока не придем к ВСЕАЗ, то есть, понятно, Всемирному АЗ.
На этом — общий поклон.
Сергей
БИРЮКОВ,
Президент Академии Зауми