Письма
ВРЕМЯ ПОЛУЧАТЬ
РАСЧЕТ, Все-таки нынешнее
время имеет и некоторые положительные стороны. Во всяком случае, в литературном
процессе (в данных заметках речь пойдет только о поэзии) многое стало
предельно ясно. * * * За последние десять
лет у одного из столпов знаменитой ныне Лианозовской группы Всеволода
Некрасова вышло несколько книг стихов, эссе, опубликован увесистый том
весьма забавных мемуаров "Пакет" (написан совместно с Анной
Журавлевой), и т.д. Словом, справедливость восторжествовала. Годы непризнания,
полуподпольного существования прекратились. Героям воздано по заслугам.
Любопытно? Наверное,
любопытно. Имеет право на существование? Да ради Бога! Пусть, как говорили
хиппи, растут все цветы. Стихотворец никому ничего не должен. "Каждый
пишет, как он дышит, не желая угодить". В конце концов годами своей
преданности такому стилю Вс. Некрасов доказал твердость выбранной позиции. * * * Если говорить о более
молодой генерации поэтов-новаторов, то, безусловно, одним из самых известных
ее представителей является Тимур Кибиров. У него опубликовано несколько
книг, критики изучают стилистические особенности его творчества, он охотно
выступает на ТВ, набирает курс — учить молодых стихотворцев уму-разуму!
— в один из столичных ВУЗов, собратья по перу посвящают Кибирову стихи,
другая знаменитость Д.А. Пригов отмечает в его стихах ряд "очевидных
достижений в версификации" и т.д. То есть, триумф полный! Поэт в
России больше, чем поэт!
Впрочем, употребляет и неглагольные.
Видимо, все-таки Д.А. Пригов перехвалил товарища. Хотя если учесть версификационный уровень самого Пригова, то, может быть, для Дмитрия Александровича уровень г-на Кибирова и впрямь высок. * * * Еще раз подчеркну
свою мысль — я не против ничьих стихов. Ни Вс. Некрасова, ни Т. Кибирова,
ни Д.А. Пригова... Я читал авторов и похлеще. Я против того, чтобы
п а р о д и ю на графоманские сочинения называли поэзией. Как говорил
один неглупый человек, не стоит искать черную кошку в темной комнате,
тем более если ее там нет.
Роберт РАХМАН, ОТ РЕДАКЦИИ В письме Роберта Рахмана есть свой резон, как есть он у каждого. Его заявление о голом короле мы рассматриваем не в традиционном смысле. Голый, обнаженный — в этом нет ничего негативного. Сравните, например, "голая правда" (т.е. истинная, без оговорок) или "обнаженный прием" (т.е. открытый, выявленный). Нам представляется, что Вс. Некрасов работает именно такими — обнаженными! — приемами, максимально выявляя голый смысл. В случае Д.А. Пригова и Т. Кибирова дело несколько сложнее, ибо они используют так называемое графоманское письмо, стараясь сделать стилем отсутствие стиля. Судя по количеству поклонников, это им вполне удается. |