Вернуться на предыдущую страницу

        Архив

No. 1, 2001

   

Письма

 

ВРЕМЯ ПОЛУЧАТЬ РАСЧЕТ,
ИЛИ БОЧКА ДЕГТЯ НА ГОЛОВЫ ПИАРЩИКОВ ОТ АВАНГАРДА...

Все-таки нынешнее время имеет и некоторые положительные стороны. Во всяком случае, в литературном процессе (в данных заметках речь пойдет только о поэзии) многое стало предельно ясно.
Пришла пора оценивать не мифы о поэтах, не их роскошные биографии — тексты. Стихи. Слава Богу, опубликовать сейчас можно что угодно и кому угодно.

* * *

За последние десять лет у одного из столпов знаменитой ныне Лианозовской группы Всеволода Некрасова вышло несколько книг стихов, эссе, опубликован увесистый том весьма забавных мемуаров "Пакет" (написан совместно с Анной Журавлевой), и т.д. Словом, справедливость восторжествовала. Годы непризнания, полуподпольного существования прекратились. Героям воздано по заслугам.
Начинаю читать. Вот одно из самых известных и характерных поэтических произведений г-на Некрасова.

* * *

Свобода есть
Свобода есть
Свобода есть
Свобода есть
Свобода есть
Свобода есть
Свобода есть
             свобода

Любопытно? Наверное, любопытно. Имеет право на существование? Да ради Бога! Пусть, как говорили хиппи, растут все цветы. Стихотворец никому ничего не должен. "Каждый пишет, как он дышит, не желая угодить". В конце концов годами своей преданности такому стилю Вс. Некрасов доказал твердость выбранной позиции.
Интереснее другое. Любопытно наблюдать, как представители литературного подполья на наших глазах превращаются (точнее, уже превратились) в новый литературный истеблешмент. И речь сейчас не только и не столько о литературных премиях, грантах, поездках за границу и т.д. Речь — опять-таки о стихах. Весьма специфические сочинения Вс. Некрасова теперь, как ни странно это прозвучит, навязываются читающей публике, как ранее "Братская ГЭС" или "Лонжюмо".
В 1998 году вышел в свет справочник-антология В. Агеносова и К. Анкудинова "Современные русские поэты". Книга, как сказано в аннотации, рассчитана на учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. Среди шестидесяти авторов там, разумеется, присутствуют и сочинения Вс. Некрасова и многих других алхимиков слова.
В 1999 году опубликована увесистая книга одного из самых ярких и талантливых теоретиков нетрадиционной поэзии Владислава Кулакова "Поэзия как факт". Вот что он пишет о приведенном выше стихотворении Вс. Некрасова. "...Некрасов, как и остальные лианозовцы, широко вводит в стих язык социума — в данном случае обыгрывается язык советской пропаганды. И важным средством обособления, локализации слова становится лексический повтор. Многократный повтор "остраняет" слово, нарушает механизм рефлекса, привычки, инерции и в то же время создает интонационную инерцию, резкий сдвиг, который всегда выразителен." Критики — люди ученые. И видят порой то, что не видит больше никто. И, случается, перебарщивают. И тогда хочется кричать: "Король-то голый!"

* * *

Если говорить о более молодой генерации поэтов-новаторов, то, безусловно, одним из самых известных ее представителей является Тимур Кибиров. У него опубликовано несколько книг, критики изучают стилистические особенности его творчества, он охотно выступает на ТВ, набирает курс — учить молодых стихотворцев уму-разуму! — в один из столичных ВУЗов, собратья по перу посвящают Кибирову стихи, другая знаменитость Д.А. Пригов отмечает в его стихах ряд "очевидных достижений в версификации" и т.д. То есть, триумф полный! Поэт в России больше, чем поэт!
Начинаю изучать достижения в версификации Кибирова. Обнаруживаю следующее. Любимые рифмы поэта — глагольные. Такие, например:

поймал/ пропал,
жить/ловить,
пел /не смел.

Впрочем, употребляет и неглагольные.

фени/ мгновенно
можно/ несложно
и т.д.

Видимо, все-таки Д.А. Пригов перехвалил товарища. Хотя если учесть версификационный уровень самого Пригова, то, может быть, для Дмитрия Александровича уровень г-на Кибирова и впрямь высок.

* * *

Еще раз подчеркну свою мысль — я не против ничьих стихов. Ни Вс. Некрасова, ни Т. Кибирова, ни Д.А. Пригова... Я читал авторов и похлеще. Я против того, чтобы п а р о д и ю на графоманские сочинения называли поэзией. Как говорил один неглупый человек, не стоит искать черную кошку в темной комнате, тем более если ее там нет.
Самое удивительное в данной ситуации, что сами стихотворцы зачастую оценивают себя весьма адекватно. Например, неглупый Кибиров предельно точно определяет свое (со товарищи) место в литературе. Цитирую по книге "Интимная литература" (Санкт-Петербург, 1998).

...так вот мы сидим и ноем,
из себя мы целок строим,
ничего уже не стоим —
ровным счетом ноль!

...А чего ж тут не понять?
И чего тут вспоминать.
За базары отвечать
время настает.
Сколь невнятен наш ответ!
Наступает время тлеть,
время в тряпочку гундеть,
получать расчет.

Роберт РАХМАН,
Москва

ОТ РЕДАКЦИИ

В письме Роберта Рахмана есть свой резон, как есть он у каждого. Его заявление о голом короле мы рассматриваем не в традиционном смысле. Голый, обнаженный — в этом нет ничего негативного. Сравните, например, "голая правда" (т.е. истинная, без оговорок) или "обнаженный прием" (т.е. открытый, выявленный). Нам представляется, что Вс. Некрасов работает именно такими — обнаженными! — приемами, максимально выявляя голый смысл. В случае Д.А. Пригова и Т. Кибирова дело несколько сложнее, ибо они используют так называемое графоманское письмо, стараясь сделать стилем отсутствие стиля. Судя по количеству поклонников, это им вполне удается.