Вернуться на предыдущую страницу

        Архив

No. 4, 2002

   

ШТУДИИ

 

Александр БУБНОВ (Курск)

ПАЛИНДРОМНЫЕ СКОРОГОВОРКИ

(из опыта работы педагога и исследователя палиндромии)

Форма палиндрома ("перевертыша"), когда текст читается одинаково с двух сторон, очень подходит для сочинения скороговорок. Звукобуквы повторяются в обратном порядке — это свойство палиндрома "играет" в скороговорках при использовании соответствующих звуковых пар.

Обратим внимание на пару Л/Р, типичную для скороговорок. Меняя гласную между этими звукобуквами и используя омонимы, можно сочинить скороговорку в форме палиндромных стихов. Это перевертень, где каждая строка — отдельный палиндром. Повторяя звуки и слова, наращиваем сложность от строки к строке:

Лир думу мудрил,
а лира думу дарила,
и Лора Ладе дала роли,
а ЛОР флаг уплёл — пугал Фрола,
а ЛОР — фурор у Фрола, —
и лиротворили, и лировторили,
и лиротараторили!..

Из такого многострочного стиха можно вычленить отдельную скороговорку, например, такую:

ЛОР, филёр брёл и Фрол.

Здесь чередуются не только сами звукобуквы Л/Р, но и звуки по твердости /мягкости, что создает дополнительную сложность в произнесении и, соответственно, дополнительные возможности для тренировки этих звуков.

Обратите внимание на то, что буква Ё в вышеприведенной скороговорке сохраняется и при обратном "движении". Это "Абсолютный" стиль в палиндроме — ВСЕ буквы на своих местах, форма соблюдена максимально точно. Есть "Строгий" стиль, когда разрешается взаимозамена Е/Ё и не обозначены точки над Е. Бывает, что не учитывают мягкий знак, позволяются некоторые другие "вольности" — тогда это называется "Вольным" стилем. В скороговорке важнее произношение и звуковая игра, например, на паре С/Ш (с привлечением Ж):

— Ужа Леша сшил или лишь Саше лажу?
— Лишь Саше лажу уж Алеша сшил!

Такой диалог способствует вовлечению друзей в "скороговорочную" игру, при этом полезно меняться ролями, соревноваться.

Как видим, для палиндрома характерно не только частое употребление личных имен, но и использование редких, жаргонных слов, которые позволяют расширить семантику — ведь далеко не все часто употребляемые слова "подходят" для формы палиндрома.

Обратите внимание на характерную "каламбурность" палиндрома: ужа Леша / уж Алеша; "сдвигология русского языка" (фраза Алексея Кручёных). При этом уж превращается из пресмыкающегося в... частицу, а Леше хоть бы что — его можно называть и Алешей.

Вариант скороговорки может состоять и из единого палиндрома — монопалиндрома:

— Уж Алеша сшил ли шубу?
— Шил лишь Саше лажу!

Вообще, семантика абсурда и юмора — это то, что (в числе прочего) во многом роднит палиндромы со скороговорками. В палиндромии же дополнительно ощущается звуковая и визуально-буквенная симметрия, что создает своеобразную эстетику.