* * *
Эдуард Просецкий. Время Иуды. М., Литературные известия, 2010.
Сюжет этой книги построен по принципу параллелизма. С одной стороны, в романе прослеживается линия внештатного осведомителя спецслужб, выпускника Института культуры Макара Игнатовича Супагина, который благополучно стучит на своих товарищей — служителей муз. С другой стороны, речь идет об Иуде Искариоте. Оба персонажа показаны автором с явной симпатией. Действие романа происходит то в некую фантастическую (впрочем, легко узнаваемую!) эпоху, когда власть принадлежит монархии и лично Николаю III, то в библейские времена. Макар Игнатович Супагин — человек умный, проницательный, обаятельный, легко соблазняющий самых разнообразных женщин, находящий себе во всем оправдание. Иуда же Искариот показан и вовсе высоконравственным персонажем, по сути, единственным заступником Христа. То, что он выдал Иисуса своим поцелуем, не признает грехом. В беседе с Фомой (неверующим) Иуда так объясняет свою позицию: «— Фома, — с сожалением произнес Иуда, — я всегда уважал тебя за ум и осмотрительность. Посуди сам: была ли надобность указывать на Него, когда он известен всем, творя чудеса и проповедуя в Иерусалиме?» А вот авторская позиция относительно Супагина: «…ловча и предательствуя, продолжал он неблагодарное дело Иуды. Но если разобраться, разве не порождено оно высшей необходимостью бытия? Ибо есть на свете золотарь, и его назначение вывозить отбросы человеческого тела; есть на свете тюремщик, и его назначение содержать в неволе заключенного; есть на свете палач, и его назначение приводить в исполнение приговор суда; и есть на свете предатель, и его назначение предавать, ибо без этого палитра жизни будет неполной…» Если русская классика старалась понять и простить отрицательных персонажей, то Просецкий идет еще дальше предшественников — он пытается принять и найти положительное зерно в самом понятии греха, в неблаговидных деяниях. Философия эта, на мой взгляд, порочная, но, безусловно, удобная и не лишенная привлекательности. Эдуард Просецкий — превосходный стилист, обладающий неповторимой манерой письма, его стиль полон иронии, сарказма, знания дуалистичной природы человека. Находок в прозе Просецкого очень много — газета «Государев комсомолец», «сексуальный акробат» и т. д. В ближайшее время в издательстве «Литературные известия» выйдет еще один роман Просецкого. Сергей КИУЛИН
|