Вернуться на предыдущую страницу

No. 2 (31), 2012

   

Книжная полка


Ирина Горюнова, «Современная русская литература:
знаковые имена». — М., «Вест-Консалтинг», 2012

«Ах да — книга... даже не знаешь, как о ней написать — мысли растекаются, хочется рассказать об одном, упомянуть второе, процитировать третье и так до бесконечности».
Это цитата из рецензии Ирины Горюновой на прозу Александра Ткаченко «Сон крымчака, или Оторванная земля». Тоже самое можно сказать о новой книге самой Ирины Горюновой «Современная русская литература: знаковые имена», вышедшей в издательстве «Вест-Консалтинг» (2012 г.). Это труд души — литературоведческое исследование, в которое вкючены рецензии на изданные книги, статьи о литературных событиях и встречах, личные впечатления от знакомств с известными деятелями современной культуры, интервью с ними. В аннотации к книге заявлено, что все представленное «ясно, ярко, внятно, рельефно, классично и парадоксально, жестко и поэтично. Так художник пишет о художнике. Так художник становится критиком».
Ирина Горюнова — писатель, поэт, журналист. Она — человек-наблюдатель, которого не может оставить равнодушным происходящее вокруг. Ее творческие задачи — проникновение во внутренний мир современного культурного процесса, рассмотрение его интерьера и экстерьера — сторон иногда не очень лицеприятных, что нередко вызывает улыбку, недоумение, протест против несуразицы, возводимой в масштаб («Буфер, Пукер и Блугер», «Пышу стехи, или Блаженны нищие словом»), но чаще — это восхищение истинным талантом и преклонение перед ним.
Перед читателем — целая галерея известных имен: писатели Захар Прилепин, Дмитрий Быков, Дина Рубина, Марина Палей; режиссер, педагог, основатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз; поэты Андрей Коровин, Виталий Амурский; режиссер Роман Виктюк; поэт и издатель Евгений Степанов; уже ушедшие от нас поэт и замечательный представитель отечественного музыкального подполья 70-80 гг. Алексей Дидуров и писатель Александр Ткаченко, и многие другие. Попытка проникновения в тонкий и своеобразный мир каждого — задача не из легких, но мастерски исполненная автором книги со всей самой ей присущей жаждой жизни и творчества. Взгляд журналиста не может обойти настоящее, живое. Рецензии не только на известных поэтов и писателей, но и на тех, кто совсем недавно заявил о себе, доказывают это. В прозе Александра Файна Горюнову поражают люди трагических судеб 37-х годов, «искалеченные морально и физически жертвы лагерей и ссылок». Несмотря на то, что за два десятилетия мы начитались в достаточной степени Шаламова, Солженицына и других писателей-классиков, открывших нам правду о ГУЛАГе, эта тема до сих пор не может не волновать читателя.
Из не просто сухого литературоведческого исследования, а пытливого изучения личности, создающей вокруг себя культурное пространство, представленное книгой, театральной постановкой или чем-то иным, — проявляется личность самого автора, нашей современницы — интеллигентной, чуткой, неравнодушной к чужому таланту, пытающейся жить интересно и творчески, старающейся донести до мира слова, идеи, мудрость лучших представителей России и русского зарубежья. С их мудростью, конечно, можно иногда и поспорить, что делает книгу живой и увлекательной.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД