А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я #    библиография



Вернуться на предыдущую страницу

   Антология

   
Сергей БИРЮКОВ (Галле) — поэт, саунд-поэт, филолог, перформер, издатель, исследователь авангарда, член редколлегии журнала "Футурум АРТ". Родился в 1950 году в Тамбовской области. Окончил Тамбовский государственный педагогический институт. Основатель и президент Академии Зауми, учредитель Международной Отметины имени "отца русского футуризма" Давида Бурлюка. В настоящее время преподает в университете им. Мартина Лютера в городе Галле (Германия). Автор многих сборников стихов, а также теоретических книг "Зевгма. Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма" (1994), "Теория и практика русского поэтического авангарда" (1998), "Уроки барокко и авангарда" (1998), "Поэзия русского авангарда" (2001), "Року укор. Поэтические начала'' (2003).



* * *

разрывая квадрат-квадрат
и сту-пени пере-
ступая
беглым небом
немых утрат
нет не ведая
нет не зная
нет значения
слововорот
барабаном пустым вращая



Стихотворение было опубликовано в книге "Сергей БИРЮКОВ. Пишу с натуры: Стихотворения" — М: Молодая гвардия, 1989 г.



* * *

Неужели пересказ
вам дороже предсказаний?
Зуб неймет, да видит глаз
время будущих касаний.

Стрелки сходятся в одну
и указывают в небо.
Вечности я подмигну,
чтобы дождик шел для хлеба.

Между небом и землей
нить серебряная длится.
Между мною и тобой
чудо все-таки случится.
Угадай, в чем путь земной
путь небесный повторяет...




Стихотворения были опубликованы в журнале "Дети Ра" (№ 4, 2004 г.).



СКВОЗЬ МЕЛКИЙ МОРОК ДОЖДЯ И СНЕГА


ПОЕЗД ВВЕДЕНСКОГО

итак погружается поезд в ночь
в крики-лязги-скрипы
ладонь прижата к ладони
записка
колеблется сон
падает на рельсы
лунным бликом
отраженным
извне
поезд движется
или стоит
в остановленном времени
в непространственном
трансе
дрожит
расплываются пятна
на грязном вагонном стекле
это все из реальности
остальное
стальное
оста — уста
молчание крепнет
сетчатка схватывает
периферийные объекты
вбирает
и гасит
уже навсегда
это поезд
змей поезда
вспоминаешь строку
и губы шевелятся
непроизвольно
репродуцируя тишину
медленную
как воздух
вязкую
как глина
острую
как лопата
стремительную
как смерть
поезд-поезд-поезд
папироса
в конце изгорания
бурый цвет огня
у самого мундштука
эстетика последнего часа
господи помилуй нас...



* * *

наверное
это верное на
здесь рифма просится
например
весна
или что-нибудь
вроде сна
в родительном падеже
где нет "еще"
но уже "уже"
вот как внезапно
ласточки воспарят
прорезаются сквозь
воздух-стекло
сколько минут
и часов утекло
в этот разрез
или лучше
чрез



* * *

едва успеешь выйти из дома
и запнешься на перекрестке
эта окрестность тебе знакома
пыльца небесная белей известки

остановись посчитай ступени
раздвинь шиповник кровавя пальцы
из ниоткуда возникнут тени
и вопрошая пройдут скитальцы

сквозь мелкий морок дождя и снега
проступит лика овал печальный
в колючий сумрак вплывет омега
внезапно вспыхнет глагол начальный



* * *

кажется что Д
это дым-дом-дум-дам
кажется что так и там
улиц ветер драм
тогда затем

вот листва



ЕССЕ

пальцы пропущенные сквозь пальцы
что это означает в этот миг
именно миг именно
соединение имен
соедин



* * *
нарушитель пространств времен рушитель небо так близко и вода это небода и водане или бовода или водабо или не да


* * *

девушка погружает губы
в пену
пива в СПб
где Балтика плещет
пенноволн
так Афродита
выныривает
из семенипенн
с кружевом золотым
на лобке



* * *

шифровка осени
приходит весной
за солнцем
следит мрак
красота проявляется
так
из
из
из
зи



* * *

двенадцать квадратиков
зачеркнуть
найти оборот весны
ветер воет в трубах ночных
времена словно ворот
тесны
лепет невозможно понять
на каком это языке
имя твое произносит мать
ты лежишь
привязан к доске



* * *

объяснить невозможно
излишне цвет
выискивать в темноте
играет луч
в хрусталиках глаз
перебегает
и вот как раз
вынырнет
те-те-те
из так из это
из то из нет
из (повторяю) раз
а то
зор
из роз




Стихотворения были опубликованы в журнале "Футурум-АРТ" (№ 1, 2001 г.).



* * *

один час бросишь
на другой
другому
метель
вывернешь изнанкой
смертель



* * *
ЛИЦО ИЛЦО ЦОЛ И

* * *
КОРОВА ВАРОК РОК АВ

* * *

Вот голубые поля смерти
вот повтор полей
кто-то следует следом
разрезая ткань
кто-то следует
кто-то



* * *

все что-то не так
то не так то не эдак



* * *

заглянуть в зеркало
и вдруг не увидеть
себя
лоб с волнистыми линиями
саркастическую усмешку
над самим собой
и слишком резкий взгляд
внутрь себя
в самом деле —



* * *

почти не касаясь тела
войти в глубину плоти
и почти пропасть
раствориться
переплыть на ту сторону
океана
оставаясь здесь
находясь там



* * *

между двумя
частями
логического уравнения
помещается
хотя очень приблизительно
да пожалуй
да



* * *

ты можешь
только сомненье
что возможно
Я равняется НЕЧТО



* * *

ОСЕНЬ
СЕНО
СОНЕ
СОН



КОМПАРАТИВИЗМ

я не знаю ни одного языка
я знаю все языки
я нигде не был
я всюду был
я никогда
я всегда



* * *

Что Хлебников птицей нахохлился
что Хлебников шелестящим орешником
что бобэоби
что малыш Хлебников
что Хлебников в солдатской фуражке
что Велимир в мордовской шапке
что Зангези
что шелест и шепот
что речь речи речики речики
что зензивер
зив чуив челять чул
чу-у




Стихотворения были опубликованы в журнале "Футурум-АРТ" № 3 — 4 (7 — 8), 2004 г.



НОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В N ПРОСТРАНСТВЕ



* * *

суть ночного пейзажа
стыть
а может
стыдь
это не каждый
сложит
из букв
слова
но
сова
зырко глядит
вот она
выт



* * *

испуганно лепечут губы
притронься
на губах испуг
и тонкий абрис
полукруг
овал
нет эллипс
как геометр бы не
соврал
а приложив уста к бумаге
И или Е
нарисовал



* * *

выжженное сердце
(это метафора!)
оттирается кирпичом
вы думаете —
все нипочем
в самом деле тому
кто предпочел
улицу-дорогу-вокзал
и что он этим сказал?
что?!



* * *

аз вот грешен
хотел черешен
а также вишен
считал не лишен
смородины
возалкал
как бы прародины
извал



* * *

ыбка почти робко
на самом деле рыбка
и донко



* * *

если представить что любовь
это прозрачный шар
или пузырь
где огонь горит
из двух пламен
одно пламя бежит к другому
и возвращается
другое пламя бежит навстречу
и возвращается
это совсем не по законам физики
скорее по законам визики
или вижики
летят чижики
летят ложики
боже-божики
куда летят ичики
плечики-круглики-вечики
вот если представить
и себя подставить
под этот шар
удар
жар
(рифму каждый подбирает
по своему желанию)



* * *

(первой строчки нет)
но это ерунда
тем более что слюда
так прозрачна
что кажется да
а на самом деле
нет
но и это не ответ
на простой вопрос
который совсем
не прост
откуда движется небо
и земля — куда
тень материк слюда



* * *

после прочтения стихов
моих учеников
я думаю
что я архаичен
что я ограничен
что я раздесятитичен
что я вечен
во



ИЗ ЦИКЛА "ЗВЕРОСТИХИ"


ТИГРОПЛАЧ

знаете ли вы
как плачут тигры
воют рыдают
зажимая лапами
рот — лют
вот
и закрывая глаза
чтобы
не упала слеза
крупная
как град
величиной с грецкий орех
ах
эх
как выплакивают
тигры
окончания гласных
и согласных
знаете ли вы
плач тигров
властных
катающихся по земле
в пароксизме любовном
настигающих
жертву
в виде собственной
тени
в свободном падении
со скалы




Стихотворения были опубликованы в журнале "Футурум-АРТ" № 1 — 2 (14 — 15), 2007 г.



ТОПИТЕ ПЕЧЬ!

несколько актуальнейших хоккусерий
не без научных обобщений и накладок


1.

*
я вспомнить
не могу
три строчки

*
а если б вспомнил
что бы
было

*
быбы
вот
то-то

2.

*
деревья
пластовались
незаметно

*
юг
ог
ыг

*
и день второй
на третий
поменяли

3.

*
кто ж слоги
соблюдает
в хайку

*
пил чай
и по усам
и получай

*
ну шутки ли
лишь утки ну
птичгрипп

4.

*
месторождения
бывают
нефтяные

*
бывают же
избушки
лубяные
*
бывают
образованные
леди

5.

*
признаюсь
никогда
хайку

*
в тот день
все было
не так

*
отсель
досель
постель

6.

*
вариантов
немного
сущностей

*
если бы можно
по-другому
я бы

*
но
это
в



МИКРОТРАКТАТ

Сти хи с-с-с тихи стих и словом стихи
наше национальное достояние
ими можно топить печь
и вести речь
можно о том
как жить потом
когда
когда
когда
вот да
в самом деле
тогда
это наша нефть-газ-руда
стИхИ — вот это ДА
все прочее
(нужное слово подставить)






Поэтический мастеркласс.
  1. Урок первый, акростишный — ...количество пишущих стихи у нас приблизилось к количеству пользователей сетью...

  2. Урок второй, одностишный — ...на сей раз речь пойдет об одностроке, одностишии или моностихе, форме, которая в последнее десятилетие получает все большее распространение.

  3. Урок третий, анаграмматический — Здесь мы вступаем в странную, во многом неизведанную область стиха...

  4. Урок четвертый, палиндромический (Памяти Дмитрия Авалиани) — Палиндромичность, зеркальность — свойство искусства вообще. В XX веке оно доводится почти до предела.

  5. Урок пятый, визуальный — ...фигурные стихи продолжают жить, вернее, оживают после долгой полосы запретов.

  6. Урок шестой, центонический — ...центонизм — это перемена контекста, а значит — обострение стихотворного высказывания.

  7. Урок седьмой, тавтограмматический и брахиколонный

  8. Урок восьмой, звучарный — ...“текст может быть лишь нотным листом”.

  9. Урок девятый, заумный. — Что такое заумь — знают все, а лучше всех — словарь.


Поэзия: модули и векторы.

Словариум Елены Кацюбы — Вот Елена – садовник слов-роз.






Текст был опубликован в журнале "Черновик" (выпуск 12, 1998 г.).


ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ В РОССИИ

История и теория









Стихотворения были опубликованы в журнале "Дети Ра" № 7 — 8 (33 — 34), 2007 г.



А ЕСТЬ ПИСЬМО ЗОДИАКАЛЬНОЕ



* * *

А есть письмо зодиакальное,
Письмо небесное — зеркальное —
Земных пределов отражение,
Дрожание воображения,

Как вывих тела, как летучая
Письма глубокая извилина,
Лучами быстрыми колючими
И поцелуями изливлена,

Сомнамбулой маниакальною
Выходит настежь краем жести
И видит ближнюю и дальнюю,
Мгновенно считывая вести,

И там, где берег простирается,
Невидимый, но осязаемый,
Кустарник в эту грань врывается,
Внезапный, точно так желаемый;

Извив растений, букв и линии,
Порыв к буквальному прочтению,
И вычитание идилии,
И голос уст-ремленный к пению.



Киноэтюд

как мотают назад кассету —
отступает Дом Бенуа
и зима отлетает к лету
и ау перейдет в уа

если руку опустишь в реку
у истока, то в дельте ея
точно вскинется встречно веку
ликом утреннего бытия...



Еще раз... о В.Х.

о, Хлебников,
о ночь густая
о волглая трава
с надрывом
когда страницы книг листая
мы смотрим в очи с перерывом

нам полагается надменно
судьбе своей противоречить
и вилку вытянуть из речи
не каждому дано наверно
а ночь насквозь уже проволгла
и съежилась трава к рассвету
и внемля дикому навету
Улыба хохотала долго...



* * *

ты тварь ничтожная
и лепет твой нелеп
на берегу стоять
от жажды изнывать
тот кто проходит здесь
он будто слеп
иль просто никого
не хочет узнавать



По мотивам

румынка
с дерев собирает сладость
пьет молоко суровых коз
только кажется есть старость
жизнь состоит из угроз и роз
румынка
раз-рывает розовые лепестки
толчет их в ступке
со слезами и свежей спермой
и влажных волос ее завитки
и вечер гаснущий в дымке серной



* * *

казалось просто
голос и голос
ну что такого —
слова речь...
а это тело
стянуто в мелос
колеблет связки
словотечь



* * *

проза — чистая ложь
правда — не имеет слов
начни пожалуйста (с) основ
вынь да положь
дух избегает прямых пустот
сон вылетает из рукава
ты знаешь ли точно кто это тот
кто вылепил губы вложил слова
тогда остается на берегу
беречь остатки фонем
или вычерчивать на снегу
имя с которым нем



Хельсинки

Игорю Лощилову

в небе плывущие тени-лосинки
вот вам Хельсинки из синей синьки
в кадр войти выйти из кадра
ступени на площади Александра
исполни танец войди в залив
утонешь в небе цвета олив
и разрывая тряпье облаков
                    был таков



* * *

строфа притянута к строфе
так длится тайное мгновенье
почти что аутодафе
то что назвали вдох-новенье



* * *

не выдернешь колючку
языка из языка
не выпадешь из речи
без увечья
без просто та...



В музее Хлебникова

А.А. Мамаеву

когда бы вы сказали Велимиру
что будет здесь музей
он может быть спросил бы
крошку сыру иль ложку щей

но есть музей и облик Велимира
в кругу друзей
и оживает и лепечет лира
и зинзиверы вторят-творят
ей

ты зинзивер ты грозная синица
кузнечик лепестков и солнцевер
возьми и это слово
пригодится в твоем пути
на поиск числоэр

о озари сияньем лебедиво
и да пребудет присно
Ладомир
да сбудется сим победиво
божественный твой мозг
о Велимир




Стихотворения были опубликованы в журнале "Дети Ра" № 3 (41), 2008 г.



ПРОДОЛЖЕНИЕ СНА



* * *

так трудно выбирать стихи
почти как женщину
из многих
ты что вначале видишь
ноги
лицо
низы или верхи
так трудно выбирать стихи

апр 07



* * *

оправдание носит уничтожающий характер

докажите если система доказательств если

предположение может быть сильнее утвер

ждения в напрасно согнутом колене книж

ных изменений наших утлых ытлых вытл

не случайно отсутствие частных причин

локально каждому выдано определенное

ужас! не следует за этим распространен

вы увы вы у каждого столбца прилепить

собаку пелали-равнодужия-дупости

в вашем слушае
в вашем скушают
уч
уш
ут
ум



* * *

полцарства отдают
и метят лепетом
сплетают голени
над речкой
вот ведь что
жизнь
не начнется заново
поэтому
остановись мгновение
постой

прохожий молвит
битте где дорога к фаусту
ви ланге дауерт
вся эта кутерьма

я проходил когда-то
ну так запросто
и не смотрел
на стертые дома

но дальше что
но дальше что
но дальше



Продолжение сна

невозможно запомнить но все-таки
хотя бы в обрывках
запоминается продолжение
сна
почему-то неизвестное место
что-то вроде классной комнаты
где рюкзаки и сумки свалены
брошены кое-как
несколько знакомых лиц
но неточно определяемых
то ли он то ли похожий на
она или похожая на нее
словно ты приехал низвестно
откуда приехала она неизвестно
полный неясностей и недомолвок
разговор
огоньки сигарет щелканье зажигалок
обратная последовательность действий
ты отвечаешь предвидя вопрос
почесываешь переносицу
после получения известий
собственно нет даже слов
ну так полусловья
фрагменты речи
опустошение
продолжение сна
видимость бесконеч



Надежность фиксации

Внимание! Проводятся испытания
надежности фиксации
прививки слова к темноте
к утреннему лучу
к дереву возле дороги
так зацепит что мороз
по коже
обдерет и не встанешь
не оторвет ли ветром
не вырвет ли с корнем
не обнаружит ли
полной несостоятельности
a priori a propos
до и после
между
в промежутке
в синонимическом ряду
между прочим (!)
когда ты закрепляешь слово
на балконе проволокой
и все продумано до мелочей
ты думаешь о том
что оно оторвется и улетит
туда где злые колючие
острорежущие
легковоспламеняющиеся
что с ним будет
что с ним будет
о что с ним будет



То что сломано

думаю о том что
как это сказать
нет и снова
легко ли
нет не так
легко ли
ну как сказать
признаться
в малодушии
в жалости
потому что
нет не потому
а затем
нет не удается
а вот
и не вот
не удается



Почти из ничего

как вы не знали почти из ничего было нечто воздвигнуто
на окраине того что называлось тем чему нет названия
и нет слогов для названия нет азбуки
понимаешь ли можешь ли об бо об бо об бо
зачем ты



Закрытие мира

все города сливаются в один
ведет к потере умноженье сущностей
и этой вот конструкции несущей
печальный звук пророчит муэдзин

улыбка так и распирает что ж
явление привычного отстоя
ну назовут его хоть джорж



Сбой стоп

Памяти Максимилиана Волошина

крым соткан из камней стихов свинца
край мы отторгнут не отринут
мы рук не отпускаем от лица
мырк втянут в сердце и стрелой не вынут

хыть этнос кажется до дырочек изношен
пригнут к земле придушен
вдоль берега сквозь мрык бредет Волошин
мы догадались он не равнодушен

о русская поэзия уже за шеломянем
стопа стопою о стопе стопы
давай мы сбоем ударения помянем
в составе почвы кро и плы

13 июля 2007



Легким штрихом

двое в поезде
напротив меня
говорят по-французски

ее лицо
пораженное красотой
говорят о том
едва различимо:
бегство
ночь
утешение
значение воды
легкость огня
амбиентность
поступок речи
невозможность
легкость
абсолютное
что за формула Декарта
(посм. в философск. энц.)
полет
вращение

потом она засыпает
почти
на его плече
чей портрет (его)
кажется лишенным
привлекательности

вот и все

Поезд Berlin-Halle, 4 авг. 07



Памяти Д.А. Пригова

              Сигей позвонил и сказал, что Пригов умер.
              — Все бы вам, Сергей Вс., разыгрывать.
              — Ну уж на этот раз на самом деле.
и вот я спрашиваю:
Д.А., ну зачем же Вы так,
то есть, в самом деле,
по-настоящему,
такой мортальный перформанс
с остановкой движения
с в гроб положением,
ведь на репетиции вас
положили в шкап,
а вы ап!

и музыка заглохла
и лето обезцветилось,
когда Харон вас
в лодку положил
и вы уж не кричали:
— а вот другие
— а вот другие

так и вижу, как Д.А.,
сверкая очками,
в белой рубахе
в целом чуждый пафосу

и наряд милицианеров
из табельного оружия
дает прощальный салют

6 авг. 07



Заумечание

постепенно человек
превращается в черепаху
обращайте внимание
на пальцы рук и ног
да и то сказать
прекрасн итог



Заумечание 2

зачем стихи писать
                  нас научило время
зачем мы выпали из времени
                  в туда
где ничего где вечность
                  давит в темя
и выставит на вид
                  безжалостно слюда
дрожание которой
ты замечаешь
                  вдруг не без стыда
"небес тыда"
сказал бы тут Кручёных
а был он
был он
был не из ученых
природой даровит
и в мельнице словес
он муку на муку'
молол и вышел без