А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | # | библиография |
Пётр Чаадаев
(1794
— 1856) — выдающийся русский философ, друг А.С. Пушкина, автор знаменитого
"Философического письма", за которое его автора объявили умалишенным
и не давали печататься. До сих пор творческое наследие этого мыслителя
не опубликовано в нашей стране полностью. Но — как это часто бывает! —
почти целиком опубликовано на Западе. См. биографию П.Я. Чаадаева на сайте 2day.ru и материалы о нем на сайте "Энциклопедия русского самосознания. Материал был первые опубликован в газете "Подмосковные известия" 29 сентября 1991 г.
"БЕЗ ЛЮБВИ.... НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНО"
* * * ...различные страны Европы кажутся мне провинциями одной страны. В умственном мире Запада нет ни Франции, ни Германии, ни Англии, ни Италии. Есть одна Европа, и только...
* * * ...мне хотелось бы, чтобы Вы смогли подняться и почувствовать таким религиозным и отвлеченным образом историю, так как ничего не обогащает так нашу мысль и не очищает нашу душу, как эти, хотя смутные, прозрения, стоящего выше времени, Провидения, ведущего человеческий род к его окончательным предназначениям... Пока не постараемся представить себе философию истории менее возвышенную, но такую, которая разливает свет на всю обширную область человеческих воспоминаний и позволяет нам, по крайней мере, предчувствовать тот яркий свет, который...
* * * ...обвинили в парадоксальности...
не претендуют ни на какую оригинальность. Если, пробегая этапы человеческих
воспоминаний, мы отклонились от торных дорог, то это потому, что мы встретили
живые тени прежних времен совершенно не в том виде, в каком они представлялись
нам до сих пор. Это произошло именно оттого (орфография авторская. — Ред.),
что мы идем по новому пути. То же самое можно сказать в отношении эпох
времен, если они
* * * ...разве всеобщая история может быть случайна?
* * * ...много говорят об истине, но знают ли, что это слово едва встречается у древних. Древние мудрецы умели говорить олько о мудрости. Это же слово относится к фразеологии Писания.
* * * ...обратите внимание на слово "брат", не известное древним. Могущество слова — очевидное действие христианства.
* * * ...испорченность средних веков характерна тем, что она не была всеобщей. Оставался стыд и примеры добра, следовательно, корректив, следовательно, жизнь.
* * * ...если это правда, что видели где-то вне христианства людей, умирающих за свои убеждения. — Умирали за привычки, а не за убеждения (исключая только Магомета).
* * * ...нам говорят, что человеческий разум ограничен; да, он ограничен до того момента, пока не осознал своей ограниченности. Если мудрец из племен Северной Америки говорит, что Великий Дух дал человеку только частичку своего ума, и если Кант устанавливает границу, дальше которой наш разум теряется в Неизвестности, — понимают ли они в этом одно и то же, пределы человеческого ума кажутся ли им одинаковыми? — Нам говорят о религии, о научном веровании, о всеобщей науке, которая свяжет религиозную мысль с остальными. Что же. — Возможно и желательно. Но видано ли, чтобы массы народа становились настолько учеными, чтобы воспользоваться им. Знают ли, что разум, плохо направленный, будет действовать на основании аналитической формулы электричества, выражающей индивидуальность и своеобразие физической природы.
* * * ...Философия достоверностей. — Необходима доброта Иисуса Христа. — Все имеет начало в совершенной мысли Бога. Неизбежная недостаточность сил человека — следствие ограниченности его природы. Отсюда вытекает необходимость помощи Бога. Как ее получить? Она для всех, она всеобща и не требует от человека большего, чем могут дать его силы. Она не предполагает сил, она их дает...
* * * ...благая весть не та, которая учит нас не делать то или другое, но быть тем или другим. Ведь действуют не всегда, а живут постоянно. И если утром ты не то, чем должен бы был быть вечером, то не сделаешь того, что должен был сделать.
* * * ...добродетельный человек никогда не лишен ума. Умный же человек часто лишен добродетели.
* * * ...сострадание — чувство горя других, перенесенное на себя. Можно соболезновать чужому горю и не ощущая его.
* * * ...действие этой веры в историю и жизнь Христа, особенно на простых людей, недостаточно отмечено. Столько человеческих страданий, пережитых для нашего блага, производит сверхъестественное умиление, которое ничто другое не смогло бы вызвать. Вспомните католические страны Юга.
* * * ...должно всегда помнить, что нужно было вызвать любовь, что без любви ничего хорошего в человеке невозможно.
* * * ...таким образом нельзя убеждать в совершенном действии веры. Вера вызывает не мысли, а внутреннее чувство, которое, хотя и не объясняет необъяснимое, но дает возможность его почувствовать, и этого достаточно.
* * * ...всякое движение бывает вызвано (разрядка наша. — Ред.) — движение интеллектуальное, как и материальное. В этом смысле и мысль передается. Ясность не что иное, как развитие впервые вызванного Богом движения в неподвижном разуме. Поэтому мыслящие индивидуумы неизбежно должны быть приспособлены для восприятия сообщаемого движения, то есть они должны быть эластичны и сжимаемы — одни тела больше, другие меньше.
* * * ...в астрономии — огромность наблюдаемых материальностей или среды, в которой происходят явления; в оптике — необычайная (не имеющая равной) способность движения светового луча. Вот два случая движения: геометрическое-линейное, совершенное и единое.
* * * В Англии есть привычки, которые более сильны, чем все легальные гарантии, взятые вместе. Если допускать, что общественное мнение преоблает над всейм в Англии, то нужно знать, каким способом оно влияет. — Как, скажите, создалось бы это могучее общественное мнение, если бы англичане, подобно французам, проводили свою жизнь в кафе и на бульварах, вместо того, чтобы проводить ее в клубах и среди своих семейств.
* * * ...Я никогда не мог
найти настоящих противоречий, противоречий поражающих, но ведь есть же
глупцы, которые без труда находят способ придерживаться буквы даже Писания.
* * * ...итак, эта образованность, к которой хотят нас обратить, есть не что иное, как нерешенная загадка; самых основных начал ее, по словам Вашим, нельзя ни выразить, ни понять. Чтобы их найти, говорите Вы, их надо искать. Из нее остались только намеки. И вот по какому пути мы должны к ней возвратиться! Вот до чего довести может слепое послушание одной отвлеченной мысли! Публикация Раймонда МАКНЕЛЛИ и Евгения СТЕПАНОВА |