А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я #    библиография



Вернуться на предыдущую страницу

   Антология

   

Пётр Чаадаев (1794 — 1856) — выдающийся русский философ, друг А.С. Пушкина, автор знаменитого "Философического письма", за которое его автора объявили умалишенным и не давали печататься. До сих пор творческое наследие этого мыслителя не опубликовано в нашей стране полностью. Но — как это часто бывает! — почти целиком опубликовано на Западе.
В 1990 году в Париже Библиотекой славистики Центра по изучению русского языка была издана монография "Петр Чаадаев. Труды неизвестные, редкие", подготовленная Р. Макнелли, Ф. Руло и Р. Тампестом.
В этой книге собраны многие в большинстве своем ранее не издававшиеся письма, афоризмы, стихотворения и размышления П.Я. Чаадаева, написанные им на русском и французском языках.
Один из составителей этой книги, известный американский историк профессор Бостонского колледжа Раймонд МАКНЕЛЛИ любезно разрешил нам опубликовать фрагменты из нее.

См. биографию П.Я. Чаадаева на сайте 2day.ru и материалы о нем на сайте "Энциклопедия русского самосознания.

Материал был первые опубликован в газете "Подмосковные известия" 29 сентября 1991 г.

 

"БЕЗ ЛЮБВИ.... НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНО"

 

* * *

...различные страны Европы кажутся мне провинциями одной страны. В умственном мире Запада нет ни Франции, ни Германии, ни Англии, ни Италии. Есть одна Европа, и только...

 

* * *

...мне хотелось бы, чтобы Вы смогли подняться и почувствовать таким религиозным и отвлеченным образом историю, так как ничего не обогащает так нашу мысль и не очищает нашу душу, как эти, хотя смутные, прозрения, стоящего выше времени, Провидения, ведущего человеческий род к его окончательным предназначениям... Пока не постараемся представить себе философию истории менее возвышенную, но такую, которая разливает свет на всю обширную область человеческих воспоминаний и позволяет нам, по крайней мере, предчувствовать тот яркий свет, который...

 

* * *

...обвинили в парадоксальности... не претендуют ни на какую оригинальность. Если, пробегая этапы человеческих воспоминаний, мы отклонились от торных дорог, то это потому, что мы встретили живые тени прежних времен совершенно не в том виде, в каком они представлялись нам до сих пор. Это произошло именно оттого (орфография авторская. — Ред.), что мы идем по новому пути. То же самое можно сказать в отношении эпох времен, если они
не обладают каюими-нибудь разительными особенностями. Так, проезжая одну и ту же страну в различные часы дня, два путешественника видят ее
один — в одном, другой — в другом виде. Однако, если бы нас спросили, мы ответили бы, что они не сделали ошибки... Их наблюдения сделаны в зависимости от времени, но что это та же страна, в которой мы живем...

 

* * *

...разве всеобщая история может быть случайна?

 

* * *

...много говорят об истине, но знают ли, что это слово едва встречается у древних. Древние мудрецы умели говорить олько о мудрости. Это же слово относится к фразеологии Писания.

 

* * *

...обратите внимание на слово "брат", не известное древним. Могущество слова — очевидное действие христианства.

 

* * *

...испорченность средних веков характерна тем, что она не была всеобщей. Оставался стыд и примеры добра, следовательно, корректив, следовательно, жизнь.

 

* * *

...если это правда, что видели где-то вне христианства людей, умирающих за свои убеждения. — Умирали за привычки, а не за убеждения (исключая только Магомета).

 

* * *

...нам говорят, что человеческий разум ограничен; да, он ограничен до того момента, пока не осознал своей ограниченности. Если мудрец из племен Северной Америки говорит, что Великий Дух дал человеку только частичку своего ума, и если Кант устанавливает границу, дальше которой наш разум теряется в Неизвестности, — понимают ли они в этом одно и то же, пределы человеческого ума кажутся ли им одинаковыми? — Нам говорят о религии, о научном веровании, о всеобщей науке, которая свяжет религиозную мысль с остальными. Что же. — Возможно и желательно. Но видано ли, чтобы массы народа становились настолько учеными, чтобы воспользоваться им. Знают ли, что разум, плохо направленный, будет действовать на основании аналитической формулы электричества, выражающей индивидуальность и своеобразие физической природы.

 

* * *

...Философия достоверностей. — Необходима доброта Иисуса Христа. — Все имеет начало в совершенной мысли Бога. Неизбежная недостаточность сил человека — следствие ограниченности его природы. Отсюда вытекает необходимость помощи Бога. Как ее получить? Она для всех, она всеобща и не требует от человека большего, чем могут дать его силы. Она не предполагает сил, она их дает...

 

* * *

...благая весть не та, которая учит нас не делать то или другое, но быть тем или другим. Ведь действуют не всегда, а живут постоянно. И если утром ты не то, чем должен бы был быть вечером, то не сделаешь того, что должен был сделать.

 

* * *

...добродетельный человек никогда не лишен ума. Умный же человек часто лишен добродетели.

 

* * *

...сострадание — чувство горя других, перенесенное на себя. Можно соболезновать чужому горю и не ощущая его.

 

* * *

...действие этой веры в историю и жизнь Христа, особенно на простых людей, недостаточно отмечено. Столько человеческих страданий, пережитых для нашего блага, производит сверхъестественное умиление, которое ничто другое не смогло бы вызвать. Вспомните католические страны Юга.

 

* * *

...должно всегда помнить, что нужно было вызвать любовь, что без любви ничего хорошего в человеке невозможно.

 

* * *

...таким образом нельзя убеждать в совершенном действии веры. Вера вызывает не мысли, а внутреннее чувство, которое, хотя и не объясняет необъяснимое, но дает возможность его почувствовать, и этого достаточно.

 

* * *

...всякое движение бывает вызвано (разрядка наша. — Ред.) — движение интеллектуальное, как и материальное. В этом смысле и мысль передается. Ясность не что иное, как развитие впервые вызванного Богом движения в неподвижном разуме. Поэтому мыслящие индивидуумы неизбежно должны быть приспособлены для восприятия сообщаемого движения, то есть они должны быть эластичны и сжимаемы — одни тела больше, другие меньше.

 

* * *

...в астрономии — огромность наблюдаемых материальностей или среды, в которой происходят явления; в оптике — необычайная (не имеющая равной) способность движения светового луча. Вот два случая движения: геометрическое-линейное, совершенное и единое.

 

* * *

В Англии есть привычки, которые более сильны, чем все легальные гарантии, взятые вместе. Если допускать, что общественное мнение преоблает над всейм в Англии, то нужно знать, каким способом оно влияет. — Как, скажите, создалось бы это могучее общественное мнение, если бы англичане, подобно французам, проводили свою жизнь в кафе и на бульварах, вместо того, чтобы проводить ее в клубах и среди своих семейств.

 

* * *

...Я никогда не мог найти настоящих противоречий, противоречий поражающих, но ведь есть же глупцы, которые без труда находят способ придерживаться буквы даже Писания.
Ведь Христос не знал, что он воскреснет... А вы, порождения ехиднины, воскреснете ли вы?

 

* * *

...итак, эта образованность, к которой хотят нас обратить, есть не что иное, как нерешенная загадка; самых основных начал ее, по словам Вашим, нельзя ни выразить, ни понять. Чтобы их найти, говорите Вы, их надо искать. Из нее остались только намеки. И вот по какому пути мы должны к ней возвратиться! Вот до чего довести может слепое послушание одной отвлеченной мысли!

Публикация Раймонда МАКНЕЛЛИ и Евгения СТЕПАНОВА