А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я #    библиография



Вернуться на предыдущую страницу

   Антология

   
Вера ЧИЖЕВСКАЯ (Обнинск) — поэтесса, прозаик. Родилась в 1946 году. Работает в городской газете "Обнинск", где ведет литературную страницу "Шестое чувство". Член Союза писателей России. Публиковалась в журналах, альманахах и коллективных сборниках Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Киева, Калуги, Обнинска, а также в "Антологии русского верлибра". Автор шести поэтических сборников, книги рассказов и книги автобиографической прозы.


Произведения Веры Чижевской публиковались на сайте "Стихи.Ру", в журнале "Крещатик".

 

ПЕРЕХОД

Кларнетист
играет в подземном переходе.
Я замираю у стены, воспринимая музыку как везение.
Столпотворение в переходе
напоминает переход
Суворова через Альпы:
солдаты с баулами,
тележками на колесиках,
чемоданами,
желаниями, надеждами, амбициями
стремительно спускаются с гор
по эскалатору.
И никто
не слушает музыку.
И кларнетист может позволить себе
играть для меня одной.
Ведь не война же!

Стихотворение вопрозводится по книге:
Чижевская В. Пробелы дождя: Стихи и проза. Обнинск, 2004.

 

* * *

Женщине нужна
опора.

Мужчина ищет
поддержки.

Ребенку так необходима
ласка!..

Три кита,
на которых стоит жизнь

 

* * *

Вчера мне говорили:
— Это невозможно.

Сегодня мне сказали:
— Это не принято.

Завтра скажут:
— Это странно и вообще
не лезет ни в какие ворота!

...Пробую себя облагородить:
делаю то. что возможно, принято
и понятно,
и легко пролезаю в любые ворота.
А заодно перестаю
расти
в собственных глазах.

 

* * *

Сегодня он говорил со мной
таким голосом,
что телефонная трубка
покрылась инеем.

Потом он уехал так быстро,
что догнать его
можно было
только за горизонтом.

Когда он вернется,
я расскажу ему,
как слушала
тиканье его часов
в другом государстве.

А он в который раз
рассмеется и скажет,
что я опять сочиняю небылицы...

 

* * *

Посадите дерево —
пусть на нем разговаривают птицы.

Неужели вам не хочется
послушать рассказы птиц
о далеких странствиях?

Не бойтесь, что вы
не поймете их язык.
Ведь птичьи голоса
и шелест листвы
на всех языках
звучат одинаково.

 

* * *

Трудно пробить стену,
стучаться в запертую дверь —
почва может уйти из-под ног,
небо покажется с овчинку...

Но как иначе остаться жить
после смерти?

 

* * *

Бегают вместе по двору
еврейские дети
с русскими именами
и русские дети,
носящие еврейские имена:
абрамы ивановы и иваны абрамовы...

Но
от перемены мест слагаемых
судьба не меняется.

Стихотворения воспроизводятся по книге:
Чижевская В. Плюс ко всему. Обнинск, 1996.

 

* * *

Т. С.

Я не растила сад — писала книгу.
Детей не родила — писала книгу.
И дом не строила — я все писала книгу.

И вот ни сада, ни детей, ни дома...
Так для кого же я писала книгу?

Для тех, кто не умеет
связать два слова
на простом листе бумаги?

Но ведь меня об этом не просили!
И я лишь потому писала,
что ничего другого не умею.

 

ОБРАТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Когда последний художник
допишет последнюю картину,

когда последний музыкант
возьмет последний аккорд,

когда последний поэт
прочтет последнее стихотворение,

люди могут окончательно превратиться в тех,
от кого произошли.

Стихотворения воспроизводятся по книге:
Никулина Н., Чижевская В., М'Арт Е. Рождение пространства:
Свободные стихи. Обнинск, 2003.





Стихотворения были опубликованы в журнале "Дети Ра" (№ 8, 2005 г.).



У КАМНЕЙ СВОИ ЗАКОНЫ


ПЛАТА

Кто вынуждает нас
брать жизнь в кредит
у смерти?
Она немилосердна к неплатежеспособным:
ленивых
грубо поторапливает с оплатой,
стоящим на краю пропасти
цинично напоминает о долге,
а кому-то жестоко разрешает
растянуть платеж
на долгие
годы.
Смерть не трогает только гения:
он сам возвращает все,
до последней копейки,
но иногда не успевает даже узнать,
как его бесценная жизнь
становится
чужой собственностью.

Завидую одному Фаусту,
который заплатил Мефистофелю
прекрасным мгновением!



* * *

Внука
несет на руках
сначала бабушка,
потом дедушка,
потом снова бабушка
и так —
всю дорогу.
Сын
смотрит со снисходительной улыбкой
на двух стареньких Колумбов,
которые счастливы
открытием
нового смысла жизни.



ПАЛУБА

Мой небольшой кораблик
на пятом этаже
выдерживает
натиск бурь и дождей
и расплавленный воздух
под палящим солнцем.

С моего небольшого
незастекленного кораблика
я могу видеть
восход солнца,
двойную радугу
и нежно падающие снежинки.

Слева и справа,
висят деревянные клетки
его товарищей.
отражая солнце стеклянными боками.

Не денег жалко, думаю я,
а себя и маленькой палубы
моего небольшого кораблика,
куда перестанет залетать
необъяснимый ветер
новых стихотворений.



ХАРАКТЕР

Не раздумывая,
уходил,
набрал скорость,
и — помчался...

За ним —
сломанные ветки,
куски веревки,
порванная паутина
плавает в воздухе.

— Господи!
Неужели нельзя
уйти спокойно?!

— Нельзя, — отвечает, —
надо же след оставить!



* * *

Кажется, совсем недавно
примеряла хрустальную туфельку,
которую уже не найти
среди старой поношенной обуви.

Да и к чему искать,
если сегодня мне по ноге
только "испанский сапог"
семейной инквизиции.



КАТАЛОГ ОДНОЙ КАРТИНЫ

В 1911 году из Лувра
исчезла "Мона Лиза"

Место прописки: Лувр.
Место жительства: вечность.

Особые приметы:
улыбка, имеющая тысячи оттенков.

Склонности:
желание увидеть как можно больше
музеев мира.

Мнения окружающих — противоречивы:
— Смотрит так, как будто знает о нас
все плохое,
что мы тщательно скрываем.

— Смотрит так, как будто знает
о нас столько прекрасного,
о чем мы и сами не догадывались!..

Примечание:
500 лет назад ушла в себя
и вывести ее из этого состояния
нельзя
даже похищением.



* * *

Мы еще плохо понимаем
космический язык.

Космос!
Говори помедленнее,
не торопи нас с ответом —
вчера
не вернулись
космонавты...



ЧТЕНИЕ И ПОЧИТАНИЕ

На столе лежит книга.
— Ну, давай, книга,
я тебя почитаю! —
небрежно говорю я.
Она почему-то не соглашается
и выскальзывает из рук.
Я, обиженная,
поднимаю ее, кладу на стол.
И забываю.

Но спустя несколько дней
она снова попадается мне на глаза.
— Можно тебя почитать, книга! —
говорю я уже почтительным тоном.
Раскрываю переплет
и усердно шуршу
прочитанными страницами.

Довольны обе —
чтением и почитанием.



ТАЙНОЕ ЖЕЛАНИЕ

У камней свои законы...
Человек,
не считаясь с этим,
придает камню любую форму,
переносит его с места на место,
может использовать как оружие,
и даже стереть в порошок!

Но то и дело
путаются под ногами
дикие камни —
большие и маленькие.

Никто и не догадывается,
как не хочется им
в пустыню!



* * *

Поэты пишут и пишут
об одном и том же,
как будто всю жизнь
пытаются доказать
теорему Ферма.




Стихотворения были опубликованы в журнале "Дети Ра" № 7 — 8 (33 — 34), 2007 г.



ДИАЛОГИ НЕ ПО ПЛАТОНУ



1
Человек себе на уме

Иностранец спрашивает,
что значит "сЕбенаУме"?
Произносит в одно слово,
и совсем не там ставит ударения.

Разбиваю на три слова.
Что такое УМ, иностранец знает:
ум он и в Африке ум.
Говорю, что человек себе на уме
почти никогда не говорит правду,
а если и говорит,
то не всю,
и эта его правда
может и не быть правдой,
но ложью ее назвать трудно,
потому что никто не знает,
что у этого человека на уме.

Иностранец совсем запутывается,
и весело цитирует
с акцентом и неправильными ударениями:
Елик и мОгуч
русскИй Язык".
— О! — думаю я, — классику нашу знает,
значит скоро с любой фразой разберется!



2
Человек без царя в голове

— Чего только не бывает у человека
в голове…
Но чтобы не было Царя?!
Царь это порядок, долг, ответственность…
И человек с Царем в голове
всегда хозяин своего слова, —
говорит мне приятель.

— Зато без Царя в голове
человек делает, что хочет,
ни на кого не оглядывается,
никому не подчиняется.
Зачем ему Царь?!
Он сам себе голова! — возражаю я.

— Так это же анархия! — возмущается приятель.

Бужу спящего Царя в своей голове.
Рассказываю о нашем разговоре.
Царь с жаром начинает толковать
об ужасах анархии, цитируя
Михаила Бакунина и Петра Кропоткина.
И так разволновался,
что теперь мучается бессонницей
по всякому ничтожному поводу.

И зачем я его разбудила?



3
Человек без лица

— У человека без лица
лицо есть,
но оно почему-то собирает в себя
все лица.
И такой человек становится похожим
на всех людей сразу, —
жалуется мне художник, — попробуй,
нарисуй такое лицо!
Надо рисовать все человечество!

— Я совсем не то подразумеваю, —
говорю я. — Человек без лица
не имеет своего мнения,
не отличается яркими пристрастиями,
не способен на колоритный поступок,
его легко спутать с кем-нибудь!
Причем здесь человечество?!

— А-а-а, — говорит художник, — это не из моей области.

Уходя, думаю с гордостью:
— Зато в моем лице — все человечество!



4
Человек строгих правил

Все у него по полочкам расставлено,
все у него по часам расписано.
Ни шагу назад,
да и вперед лишнего шага не сделает…
Жена ходит по струнке,
ребенок учится только по расписанию,
сам на работу никогда не опаздывает.

— Скажите, — спрашиваю, —
а свою линию жизни на ладони
Вы сами нарисовали?

— Конечно!
Я еще в детстве все линии нарисовал!



5
Человек с загадкой

— Ни одной загадки не обнаружил? —
— спрашиваю у товарища про общую знакомую.

— Ни одной, — говорит он грустно.
— А зачем тебе загадка? —
не отстаю я. — По крайней мере, будешь знать,
чего ждать от такой женщины.
А то вечно они со своими фокусами,
то им то, а то вдруг раз! и это!

— Ты не понимаешь, — отвечает товарищ, —
я хочу тайны…
— Но ведь загадка и тайна — не синонимы, —
пытаюсь его просветить.

— Да?! — удивляется он.

— То-то же! Хоть женщина и человек,
но, согласись,
женщина с тайной совсем не то,
что человек с загадкой.

…Расходимся,
и для меня так и остается загадкой,
зачем ему женщина с тайной?



6
Человек ни рыба, ни мясо

Соседка жалуется:
— Муж у меня — ни рыба, ни мясо.

— Значит овощ, плод или ягода, —
предполагаю я. — Но на овощ не похож,
слишком сладкий.
Для плода — слишком пресный.
Ягодой тоже быть не может —
слишком несъедобный, — рассуждаю вслух.

— Был бы рыбой, — говорит соседка, —
стала бы чистить с головы,
наговорила бы дерзостей,
поругались бы, а потом помирились.
Был бы кусочком мяса,
сделала бы из него котлету,
наговорила бы дерзостей,
поругались бы, а потом все равно помирились.

Вместе с ней думаю,
как к нему подойти!
с чего начать?
за что уцепиться!
— Развод?
— Что ты! У нас же дети! — отвечает соседка.

…Так и живут почти тридцать лет,
не ругаясь, не выясняя отношений,
и дети — всем детям дети.

— Тайна сия велика есть! — думаю я,
идя к себе, но уже без намерения
сделать из своего мужа котлету.



7
Человек из будущего

Кто видел это будущее?
Прошлое, по крайней мере, за каждым тянется.
И с настоящим давно выяснили,
что его не существует:
не успеешь сказать: "Раз!" —
а оно уже в прошлом.
И то, что мы не понимаем,
необязательно поймем в будущем.
Будущее — такая темная лошадка!
Конечно, можно пофантазировать.

— Но на каком материале фантазировать? —
спрашиваю я у Человека из будущего.
Он — писатель-фантаст.
Глядит на меня с грустной улыбкой
берет за плечи, поворачивает к окну,
откуда в полную мощь бьет Солнце,
и говорит:
— Смотри! Через пять миллиардов лет
Солнце погаснет.
Слава Богу, что нас с тобой
уже не будет на свете!