А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я #    библиография



Вернуться на предыдущую страницу

   Антология

   
Михаил КУЗЬМИН (Cанкт-Петербург) — поэт, художественный критик, журналист. Родился в 1949 году в Ленинграде. Печатался в журналах и альманахах: "Поэзия", "День поэзии", "Юность", "Новый журнал", "Футурум АРТ", "Звезда Востока", "Многоточие", "Петрополь", в "Антологии русского верлибра", в антологии "Афористика и карикатура". Автор книги стихов "Дом, отапливаемый утопиями". Лауреат премии Союза журналистов России за освещение вопросов искусства и литературы (2001). Работает обозревателем журнала "Новый мир искусства".

(Из антологии "Ленинградский верлибр")

 

CРОСШИЕСЯ ПАРАЛЛЕЛИ

В.Б. и Г.С.

Хорошо помню,
что в тот момент, когда ты впервые
меня поцеловала,
я читал газету.

Кажется, раздел —
зарубежные новости.

И когда твой поцелуй
обжег мои губы,
взорвалась бомба
на вокзала в городе Болонья.

84 убитых,
200 раненых.

С трудом пришел я в себя.
Еле отдышался.
А когда понял, в чем дело,
было уже поздно.
Ты перевязывала раненых,
а меня избивали полицейские,
требуя признания…

 

ПОЭЗИЯ

не умею
переводить
с португальского

Не умею
переводить
с китайского

Плохо
перевожу с натуры

Еле-еле
с заигранной
пластинки

В конце августа
начал переводить
с осеннего ветра
Ничего получилось...

Теперь опять
перевожу
с родного языка
на язык детства...

 

* * *

И написано
В Книге судеб
что я смертен
и весел

груб с фантазией
глуп с прямотой

нежен с памятью
мягок с тоскою

слеп в бессоннице
прав в отрицании

храбр в лабиринте
честен в ярости
скромен в безумии

тих перед тайной
и велик в пустоте...

И написано
в Книге судеб
что я умер рискуя
и написано
в Книге судеб
что я умер рисуясь...

 

ГОРИЗОНТЫ ЗАВЕЩАНИЯ

Никуда не уехать
может только дерево.

Ни о ком не забыть
может только разлука.

Никуда не подняться
может только истина.

Никого не предать
может только прозрение.

Ничего не сказать
может только поэт.

Ни к чему не привести
может только жизнь.

 

КОЛДОВСТВО БЕЗ ВОЛШЕБНИКА

дерево из металла
совесть из молекул

кровать из многоточий
улыбка из ожогов

бумага из сомнений
душа из опечаток

тупик из вдохновения
ветер из молчания

будущее из пережитого
сравнение из пустоты

 

* * *

Мы смеемся
когда хочется плакать

Воду пьем из колодца
когда он уже высох

Говорим люблю
когда одиноки

И бога хороним
в непрочитанных книгах

 

СБЫВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ

Дождь поплыл по морю
Слезы проснулись в пустыне
Река не вернулась домой
из кругосветного путешествия

Озеро скатилось по наклонной плоскости
Водопад приласкал самоубийцу
Под фонтаном уснуло зерно
В чайнике согрелись
затонувшие корабли


ДОМИКИ ДЛЯ СЛОВ

расскажу своими словами
день
и час
и ребус
и песнь песней

напишу что изюм
тает во рту
как снежная баба
и обрадуюсь что она отправилась
в кругосветное путешетвие
рано утром
30 февраля
сразу после реформы календаря

А когда увижу свет
в конце тоннеля
обязательно вспомню
и свет из воздушного замка

и брошу свои слова
обратно
в голову
в тело
в каждую клеточку
по одному слову
чтобы им там дышалось
свободно

 

ПОДАРКИ КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ

Шоколадная улыбка
немного горчит
но зато пахнет губами
Моны Лизы

Электрический пылесос
без провода
но зато он вернулся
из кругосветного путешествия

Шерстяное платье
немного великовато
но зато его связала
колдунья

Пластинка
немного старомодна
но зато плачет
настоящими слезами

И я
немного
чокнутый
но зато —
влюбленный!



* * *

Случайно
на ноже карманном
я нашел
песчинку
дальних стран

И теперь
мне легко
ходить среди живых
и притворяться
неумершим

 

* * *

Мы уже приготовили
все для гаданья

почистили луну
выстирали небо
подкрасили звезды
подравняли ночь
разрисовали бессмертье...

И отправили
колоду карт
в созвездье
Хрустальной Судьбы...

 

ОПРАВДАНИЕ ДЕПРЕССИИ

И все-таки ветер
не рассуждает по-кантовски

И солнце никогда
не спорит по пустякам

и камни не пытаются
критически мыслить

И сухая трава
не сочиняет трактатов

И дождь не стучит
на пишущей машинке

И тем более снег
не мечтает стать
интеллектуальным героем
ХХ века.

 

* * *

Лежит Обломов на диване
и не хочет
ехать в Париж

А в Париже Елисейские поля
Пляс де ля Конкорд
и Лувр и Мона Лиза

А в Париже
Человеческая комедия...
Евгения Гранде
Отец Горио
А в Париже
Шагреневая кожа

Мулен-Руж
импрессионисты...

А в Париже
кафе и кафешантаны
шансоны и шансонетки

А в Париже
Парижская коммуна
Гаврош поет
песню на баррикаде
и не хочет ехать
в Санкт-Петербург

 

ПАМЯТЬ

Мои перебирая поцелуи

сладкие
и земные
глупые
и праздничные
повседневные
и нерифмованные
жестокие
и смешные...

Ты останавливаешься
на самых забытых —

и согреваешь их
мертвыми губами.




Стихотворения были опубликованы в журнале "Дети Ра" (№ 2, 2004 г.).



ПЕРВЫЙ НЕВИДИМЫЙ ЛИСТ


БЕСКОНЕЧНОСТЬ ПАДЕНИЯ

Последний лист
падающий с дерева
падает в лужу из слез

Последний лист
падающий с дерева
падает с облака

Последний лист
падающий с дерева
падает разучившись падать

Последний лист
падающий с дерева
падает в воображении

За последним листом
упавшим с дерева
падает с дерева
первый невидимый лист



ЛЕНТА МЕБИУСА

А.С.

Вместо женщины — книга на полке.
Вместо объятий — типографские воспоминания.
Вместо счастья — сигнальный экземпляр.
Вместо смерти — новая рукопись.



Прибакутки


* * *

Явление голого короля народу повышает рождаемость.



* * *

По праздникам людоеды едят гениев.



* * *

Афоризмы Гулливера — это романы для лилипутов.



* * *

Летом дерево живет, зимой — мыслит.



* * *

И у тирана тоже есть отец и мать. Это — народ.



* * *

Умному надо все объяснять, а дурак и так все понимает.



* * *

Головокружение от успехов бывает чаще успехов.



* * *

Как приятно, поговорив с человеком, убедиться, что он не гений.



* * *

Перечитывая собственные произведения, писатель наконец-то находит своего читателя.




Стихотворения были опубликованы в журнале "Футурум-АРТ" (№ 1(5), 2004 г.).



ПОПЫТКА РАЗГЕРМЕТИЗАЦИИ

Печаль — декадентская форма романа
Тоска — философский аспект тишины
У каждого третьего графомана
Уши оттопырены

Отчаянье путает параллели с меридианами
Агония влюблена в старину
Испания богата Донжуанами
Прыгающими в длину

Эпидемия коллекционирует анекдоты
Несчастный случай готов умереть
И только идейные банкроты
Не любят петь…



* * *

пробую сочинить
дачное стихотворение

исходный материал

огород с несколькими грядками
укроп
лук
свекла
клубника
круглый колодец около парника с огурцами
десять кустов с красной и черной смородиной
сетка забора вдоль всего участка
и солнце почти над головой

не хватает рифмы
к слову "тень"
но я ее быстро нахожу
это "лень"

для полноты картины
нужен еще барин
Илья Ильич Обломов
эту сложную роль
сыграю я сам
лежа на потертом диване

с комарами у меня договор
пока стихотворение пишется
они меня не тревожат

но один кровопийца уже кусает
значит пора ставить точку
или многоточие

а лучше всего
легкий росчерк пера
напоминающий
обыкновенные грабли

неожиданно пошел дождь

слава Богу
все идет по плану

19 — 21 августа 2003 года



НЕМНОГО СОЛНЦА
В ХОЛОДНОЙ ВОДЕ





ПЕРСОНАЖИ ИЗ ПРОШЛОГОДНЕГО ТЕАТРА ОДНОГО АКТЕРА

убитый умерший и спящий


ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

На могиле Эдипа
не растут Софоклы.
На могиле Дон Кихота
не растут Сервантесы.
На могиле Гамлета
не растут Шекспиры.
На могилах читателей
не растут стихи

а на губах — растут...



ГЕРБАРИЙ ВРЕМЕНИ

Эрику Симону

Мгновенная радость
огонь
руки
пепел
Вчерашняя еда
вода
хлеб
соль
Прошлогодняя встреча
поцелуй
смерть
слезы
Древний город
песок
руины
ветер
Бывший раб
страх
зависть
гнев
Старинная мудрость
тишина
сон
остров



* * *

Ты — Мона Лиза
только нет у тебя загадочной улыбки
и не сидишь ты вечером у окна
и не смотришь на речную гладь
Ты — Мона Лиза
только не живешь ты в Париже
не ночуешь в Лувре
и не влюбляются в тебя
туристы и школьники
Ты — Мона Лиза
только не спрятаны у тебя в чулках
два миллиарда
и не охотятся за тобой гангстеры
Ты — Мона Лиза
только выглядишь ты моложе
своих четырехсот лет
и как не хотелось тебе
умирать в двадцать
Ты — Мона Лиза
а я хоть и не Леонардо да Винчи
но пока я помню о тебе:
Ты — Мона Лиза.



ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

Княжна Мери влюбилась в Печорина,
когда он читал ей стихотворение
"Белеет парус одинокий".
И белели
губы княжны Мери
в голубом тумане моря,
и мерзли ее щеки в тяжелых объятиях вод.

И в стране далекой,
похожей на Индонезию,
искал Печорин то, что не мог найти
ни в самом себе,
ни в родном краю,
ни во всех героях нашего времени.
И смотрел Печорин, не мигая,
на золотой луч солнца.
И закрыв глаза,
видела княжна Мери
струю светлей лазури.

И безмятежные и мятежные
жаждали они бури,
как будто в буре,
заслонившей небеса,
можно было увидеть Бога...




Стихотворения были опубликованы в книге "Антология русского лиризма. XX век. том 2" — М: Студия, 2000 г.



* * *

люблю
когда у прекрасной незнакомки
рост 460 см
ветер в голове
рассвет на губах
в глазах — ночь
и на безымянном пальце
левой руки —
одиночество
96-ой пробы



ЖЕЛАНИЕ СЛАВЫ

Опаздывая на автобус,
я перебежал дорогу
черной кошке,
и через минуту
она сдохла.




Стихотворения были опубликованы в журнале "Футурум-АРТ" № 1 — 2 (14 — 15), 2007 г.



Из цикла "СТИХИ, РАСТАЩЕННЫЕ
НА ЭПИГРАФЫ И ЦИТАТЫ"

Я классику уважаю и не собираюсь сбрасывать ее
с корабля современности. Пусть живет,
пусть радуется своему бессмертию.
В то же время я сознаю, что многие классические
произведения, особенно шедевры, страдают мегаломанией. Один из способов радикального лечения этого заболевания
я предлагаю в своем новом произведении.

                              МК



ВЛАДИМИР НАБОКОВ "БЕЗУМЕЦ"

В миру фотограф уличный, теперь же
царь и поэт, парнасский самодержец
Владимир Набоков

(который год сидящий взаперти),
Владимир Набоков

он говорил:
"Ко славе снизойти
я не желал. Она сама примчалась.
Владимир Набоков

Уж я забыл, где муза обучалась,
но путь ее был прям и одинок.
Владимир Набоков

Я не умел друзей готовить впрок,
из лапы льва не извлекал занозы.
Владимир Набоков

Вдруг снег пошел; гляжу, а это розы.
Владимир Набоков

Блаженный жребий. Как мне дорога
унылая улыбочка врага.
Владимир Набоков

Люблю я неудачника тревожить,
сны обо мне мучительные множить
и теневой рассматривать скелет
завистника прозрачного на свет.
Владимир Набоков

Когда луну я балую балладой,
волнуются деревья за оградой,
вне очереди торопясь попасть
в мои стихи.
Владимир Набоков

Доверена мне власть
над всей землей, соседу непослушной.
Владимир Набоков

И счастие так ширится воздушно,
так полнится сияньем голова,
такие совершенные слова
встречают мысль и улетают с нею,
что ничего записывать не смею.
Владимир Набоков

Но иногда — другим бы стать, другим!
Владимир Набоков

О, поскорее! Плотником, портным,
Владимир Набоков

а то еще — фотографом бродячим:
Владимир Набоков

как в старой сказке жить, ходить по дачам,
Владимир Набоков

снимать детей пятнистых в гамаке,
собаку их
Владимир Набоков

и тени на песке".
Владимир Набоков

Начало 1933, Берлин

Владимир Набоков
Владимир Набоков
Владимир Набоков
Владимир Набоков
Владимир Набоков
Владимир Набоков
Владимир Набоков
Владимир Набоков



P.S. Дамы и господа, в конце данного текста, как вы сумели заметить, безумство цитирования все нарастает, нарастает… И доходит до абсурда.
Фамилия автора, повторенная кряду семь раз, это как бы заготовка грибов-цитат или дров-эпиграфов на зиму.
Эх, цитатой камин разогреть!!!
Кстати, попробуйте!
Правда, самих цитат в конце моего стихотворения нет.
Но есть фамилия цитируемого. Она-то и согревает нас долгими зимними вечерами, если иссякает запас цитат.
Михаил Кузьмин
Михаил Кузьмин

Санкт-Петербург — Рождествено
Санкт-Петербург — Рождествено
26 июля 2006
26 июля 2006