А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я #    библиография



Вернуться на предыдущую страницу

   Антология

   

Александр ОЧЕРТЯНСКИЙ (Нью-Йорк) — поэт, литературовед. Родился в 1946 году. Автор многочисленных публикаций и книг. Создатель и издатель журнала "Черновик".

Стихи А. Очеретянского публиковались в № 4 "Футурума". См. также его работы в смешанной технике в "Галерее".

Произведения А. Очеретянского опубликованы на сайте "Speaking in Tongues / Лавка языков", в антологии "Неофициальная поэзия", на сайте "Драгоман Петров".

 

 

О СМЕШАННОЙ ТЕХНИКЕ

...установив согласно Вашему премудрому разумению, границы истинного и ложного, Вы тотчас те должны были отказаться от них, ибо неизбежно обнаружите, что приходится верить вещам, еще более странным, чем те, которые Вы отвергаете.

Монтень.

Теория эволюции
Теория относительности
Теория смешанной техники.
Не вижу принципиального различия.
Вижу единый поступательный процесс.
Сколько не так давно было стонов охов ахов вздохов воплей пр. негативных выражений эмоций по поводу верлибра, свободного то бишь, стиха.
Где они эти ниспровергатели, критики и пр. пр. недовольные, главным аргументом которых было положение о том, что верлибр не может расти и развиваться на русской почве, на базе русского языка.

Смешанная техника существует давно.
Достаточно вспомнить коллажи Пикассо, Брака, Леже и других французских, художников нач. века, подписывавших некоторые свои работы: "смешанная техника", которая с тех пор прижилась в худ. мире. А если говорить о зарождении смешанной техники, когда она еще никак не называлась, потому что человек не знал членораздельной речи, то следует сказать о наскальных рисунках, которые имеются в 74 странах земного шара. Графикой их, по крайней мере, не назовешь.

Не я придумал смешанную технику.
Но первым именно "Черновик" возвел ее в ранг явления.
Смешанная техника познаваема на понятийном уровне.
Достаточно присмотреться — и Вы увидите ее в любом проявлении человеческой деятельности.
Нельзя объять необъятное. Не так ли? Все это верно в одном случае, и неверно — в другом. Я хочу сказать, что все значительно сложнее и проще, чем следование устоявшимся канонам. Одним — не надо, другим — надо. Ну зачем, скажем, литератору интересоваться математикой? Можно не интересоваться. Можно интересоваться. А есть такие индивидуумы, которые не только интересуются, но и ощущают непреодолимую потребность ею заниматься вплотную, наравне с литературой. Речь, впрочем, скорее о тенденции. Все больше и больше литераторов
обращаются к синтезированным формам. Материалы, печатающиеся в
"Черновике", — лучшее тому подтверждение.
Спешу оговориться: человеческая жизнь, ее проявления, повороты и выкрутасы — не есть Нечто запрограммированное. Не секрет, что никто не знает, что может ожидать его в следущую минуту, однако сие никак не останавливает развитие т.н. прогресса, или иначе проявление человеческой деятельности, как в масштабах нации, так и одного отдельно взятого индивидуума.
Я говорю это к тому, что сегодня, к примеру, ставится под сомнение теория
эволюции Дарвина и теория относительности Энштейна, в свое время произведшие революции в умах всех без исключения граждан, населяющих нашу планету. Знаний стало больше, больше опыта. Раздвинулись рамки мировосприятия в целом, соответственно следуют изменения и не только на перефирийном уровне, но и на магистральном направлении.
Вот и такой факт: "Неразбериха в искусстве возрастает. Только очень упорным трудом можно ее уменьшить. Однако сама эта попытка приведет к росту совокупной неразберихи" (Закон Эвверитта) — см. эпиграф к кн.
"Экспериментальная поэзия". Кн. статей. Калининград, 1996. Сост. Д.Булатов — поистине лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Я не открою Америку, если скажу, что ничто не вечно в этом мире.
После того, как квадрат Малевича был явлен миру, речь шла о том, что живописи наступил конец. До конца, как видим, еще далеко.
Все непросто. Жизнь продолжается, она преподнесет еще немало сюрпризов. На сегодняшний день существует энное количество вопросов, на которые нет ответа. Еще нет. Важно то, что человеческая деятельность неостановима, и по-видимому, неисчерпаема.

Сегодня — смешанная техника — маргинальное явление, завтра — ее ждет судьба верлибра, послезавтра — признание большинством, или иначе — магистрал.
Не нам судить — хорошо это или плохо. Так устроен мир живущих в нем людей. Я только хочу сказать, что когда это: сегодня — я знаю, когда это будет — завтра — понятия не имею.
А уж о послезавтра — и говорить не приходится.

Смешанная техника — представляется мне космосом, не имеющим пределов.

Смешанную технику нельзя нарочно выдумать. Придумать. Набросать. Склеить.
Вот: прошу любить и жаловать. Так же точно, как нельзя графоманские поделки выдать за стоящие вещи.
Разумеется, надо знать предмет. Чувствовать. Соображать.
Но, разве много таких индивидуумов, которые заявляют: это — не стихи. Это — слабые стихи. В этих текстах — что-то есть, но необходима доработка. А вот — это да, это стихи. При всем разбросе вкусов и личных пристрастий, стоящие того вещи не отвергаются никем из тех, кто соображает что к чему.

Смешанная техника, начавшись на ровном месте (появились материалы, которые некуда было сбрасывать — никуда не лезли, т.н. неудобные материалы), — все больше и больше расширяется и утончается. Утончается и усложняется — в одних случаях, в других случаях, утончаясь тяготеет к упрощенности, скорее даже — к минимализму.
Усложнение, в частности, касается тех из ее направлений, где речь идет о стыковке литературы с науками, как правило, прикладными.
Смешанная техника — не домик на курьих ножках, не карточный домик; но большая и серьезная работа. Процесс, который займет еще не одно столетие, если, конечно, наша цивилизация уцелеет, не провалится в тартарары... Кто не слышал о "комфутах", ставших позднее "производственниками" (Б. Арватов, Чужак-Насимович, О. Брик, Б. Кушнер и др.), убежденных в том. что литература и искусство отомрут, перелившись в окружающий нас быт. Не такая уж и утопия, если иметь в виду развитие дизайна, т.е. того, что понимается под "деланием вещи". Я, полагаю, что смешанная техника — это еще один из процессов на пути к цели.
Речь, конечно, идет об очень отдаленном будущем, и такое заявление может быть исключительно ориентировочным.
На данном этапе ее (смешанной техники) развития проявления синтезированного восприятия искусств (как бы сие ни называлось) можно встретить в любом уголке Земного шара.
Статья Карла Янга о состоянии визуальной поэзии в Латинской Америке (авторизованный перевод Этера де Паньи) — помещенная в 17-м номере "Черновика" — еще одно тому доказательство.

Смешанная техника — переживает процесс становления;
здесь могут иметь место и имеются различные мнения, суждения, и это нормально. Важно, что люди думают, под разными углами подходят к вопросу, пытаются нащупать узловые моменты. Рецептов нет. Поиск. Исследование. Разведка. И, конечно, находки.

Вот почему в Черновике приветствуются самые разные материалы, практически и теоретически обосновывающие те или иные аспекты указанного явления.

 

Выполненные в смешанной технике работы Александра Очеретянского размещены в галерее "Футурума".

 

 

 

* * *

Есть люди помогать которым — грех
Простое объясненье — идиоты

2003

 

* * *

он разрешил себе вторую чашку кофе

2000

 

* * *

большая
мимо проплыла
серьезная
торжественная
грусть

2002, июль

 

* * *

Ягоду птица с земли не поднимет
Белка к червивому не прикоснется грибу
Ворону ворон не выклюет падалью
птица и можно добавить
Никто и нигде
Ничего никогда
Никому

2001, июль

 

МОСКВА — НЬЮ-ЙОРК

Сел в самолет
Вспомнил английский

2003, май




Стихотворения были опубликованы в журнале "Дети Ра" (№ 3, 2004 г.).



ТЕКСТЫ
ИЗ НЬЮ-ЙОРКСКОГО ЦИКЛА. 80-Е



ЖАЛОБА ЭМИГРАНТА

мы не разобщены
мы существуем в странном сочетании
собою заняты
собою мы полны
наедине полны своим отчаянием

нет почвы под ногами
нет среды
стена вокруг глухого отчуждения
собою заняты
собою мы полны
наедине полны своим отчаянием



* * *
чесал он голову свою натужно и лениво звери-ная жила в его чесото-соточной глуши неведомая сила такое нечто тем-ное дремучее оно такое что-то что умом постигнуть не дано


ПОРТРЕТ

вскочить в вагон
налево посмотреть направо
на краешек свободного сидения присесть
глаза сощурить
сморщить лоб
вздохнуть задумчиво
за ухом почесать
зевнуть решительно зевнуть неповторимо
усевшись поудобней закинуть нога за ногу
водрузить на нос круглые в жесткой оправе очки
раскрыть газету осторожно
в усмешке губы растянуть
недоуменно брови приподнять
страницу за страницей пережевывать со вкусом



* * *
одинокий волк себе на уме — человек неудобный для окружающих




Стихотворения были опубликованы в журнале "Футурум-АРТ" (№ 4, 2002 г.).



* * *
зеленые желтые голубые даже голубые но не красные не коричневые


* * *

он за голову взят был
и в мусор отправлен
— розан —



* * *

мне на плечо присела стрекоза
вы спрашивали что такое счастье



* * *

не все от нас зависит
кое-что от Бога
от космических пришельцев
от полнолуний
от приливов и отливов
не все от нас зависит
кое-что



* * *

очнувшаяся ото сна Россия
нырнула с головою в интернет