А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я #    библиография



Вернуться на предыдущую страницу

   Антология

   
Асмик ТАРОНЯН.



Статья опубликована в альманахе "Поэзия", № 22, Москва, "Молодая гвардия", 1978 г.



"СЕРДЦЕ — ЭТО ОРДЕН, КОТОРЫЙ НОСЯТ В ГРУДИ..."
(Заметки о современной армянской поэзии)

"Любое литературное движение в России, — писал Чаренц в двадцатые годы, — находило непосредственное отражение у нас, вертело колесо нашей литературы, намечало ее пути и тропы".
В 1922 году в Армении была опубликована декларация "Группы 3-х". В эту группу входили Е. Чаренц, Г. Абов, А. Вштуни. Декларация "Группы 3-х" явилась первым литературным манифестом в Советской Армении. Ее авторы попытались решить вопрос формы и содержания нового искусства. "Вывести поэзию из комнат на улицы, к массам, из книг — навстречу живому слову" — вот краеугольный камень, на котором зиждилась декларация.
И поэзия вышла из комнат на улицы. На драку с рутиной, с национальной ограниченностью, с эстетством в искусстве вышли пионеры армянской советской поэзии Акоп Акопян, Егише Чаренц, Азат Вштуни и другие.
В тридцатые годы поэзия продолжала оставаться ведущим жанром армянской литературы. В эти годы большую роль в развитии эпических и лирических жанров поэзии сыграло творчество О. Туманяна и В. Терьяна. Новыми темами и мотивами обогатили армянскую поэзию Н. Зарьян, Г. Сарфян, В. Норенц, С. Таронци, В. Алазан...
В годы Великой Отечественной войны армянские поэты с оружием в руках защищали Советскую Отчизну. В братских могилах похоронены поэты Норик Назарян, Григор Артуни, Арсен Ованесян, Месроп Марухсан, Теван Хачян. В числе героических защитников Севастополя был талантливый поэт Татул Гурьян.
В дни грозных испытаний каждый художник обязан быть бойцом — эта мысль талантливо выражена в стихотворении Геворка Эмина "Поэт и воин":

...Так в каждом — и поэт и воин,
И для обоих смерти нет.
Плечом к плечу проходят двое —
Бесстрашный воин и поэт.

(Пер. В. Звягинцевой)

Гражданская лирика Н. Зарьяна, баллады Г. Сарьяна, блистательная лирика О. Шираза, А. Сагияна, Г. Эмина, С. Капутикян — золотой актив армянской поэзии военных лет. Традиции национальной поэзии нашли своеобразное развитие в творчестве поэта-фронтовика Амо Сагияна.
В 1944 году поэт написал прекрасное стихотворение "Зеленый тополь Наири", в котором говорил:

...О, дальний, дальний, дальний мой, зеленый тополь Наири!
Меча и пламени певец, — я лишь хочу твоей любви,
Я за тебя пошел на бой, меня разлукой не кори,
Умру, чтоб вольным быть тебе, исчезну я, а ты живи!..

(Пер. М. Петровых)

Чарующим изяществом, ювелирностью стиха, трепетной, страстной любовью к Родине пленяет и поныне неиссякаемый талант Ованеса Шираза.
Современная армянская поэзия характерна тем, что ее лицо определяют представители того поколения поэтов, которое вступило в литературу в военные и послевоенные годы. Большой любовью и популярностью пользуются в Армении Ованес Шираз, Паруйр Севак, Сильва Капутикян, Амо Сагиян, Ваагн Давтян, Маро Маркарян, Аршалуйс Маркарян и другие. Тонким и задушевным лириком проявил себя вернувшийся на родину из Франции поэт Арам Арман. Ведущими мотивами творчества современных поэтов Армении стали радость возрожденного народа, его новая судьба...
В последнее десятилетие щедро раскрылся талант Паруйра Севака. Герой стихотворений Севака взирает на мир глазами активного участника духовной жизни своих современников. Весомо и выстрадано звучит строка Севака: "Сердце — это орден, который носят в груди..." Таким орденом стала его великолепная поэма "Несмолкаемая Колокольня".
Мне хочется пожелать читателям альманаха "Поэзия" большого эстетического наслаждения от встречи с новыми переводами современных поэтов Армении.