13.11.2003
ЕДИНСТВЕННАЯ
КНИГА ФРЭНКА ЗАППЫ СТАЛА ДОСТУПНА РУССКОМУ ЧИТАТЕЛЮ
Московское издательство "Эксмо" запустило новую серию
"Конец света", в которой намерено выпускать художественную
и автобиографическую прозу знаменитых западных рок-музыкантов.
Первыми появились книги двух столпов американской музыки: "битнический"
"Тарантул" — единственный роман живого классика Боба
Дилана — и "Настоящая книжка Фрэнка Заппы" — единственная
книга уже умершего классика ироничного рок-авангарда.
Первая книга — поток сознания 26-летнего рок-бунтаря, тусующегося
в Гринвич-Виллидже, — была впервые выпущена переводчиком и инициатором
"эксмовской" серии Максимом Немцовым еще более 10
лет назад и уже известна поклонникам Боба Дилана и того пласта
американской культуры, которую он олицетворяет.
Вторая же книга доходит до русского читателя впервые. В строгом
смысле слова она не написана Фрэнком Заппой (1940 — 1993): он
наговорил свои воспоминания и желчные соображения об окружающей
его рейгановской Америке (книга была закончена в 1988 году)
на магнитофон, отослал пленки журналисту Питреру Оккьогроссо
и потом поправил написанный и скомпонованный им текст.
Но то ли благодаря тому, что Оккьогроссо оказался толковым "гострайтером",
то ли благодаря тому, что Фрэнк Заппа четко говорил и пристально
следил за процессом, "Единственная книга Фрэнка Заппы"
действительно вполне дает представление об этом незаурядном
музыканте и общественном деятеле — первым, до "Битлз"
и The Who, выпускавшим концептуальные рок-альбомы и рок-оперы,
скрещивавшим рок с симфонической музыкой, едко издевавшимся
над хиппи и над "Сержанотом Пеппером" и ведшим бесконечную
борьбу с музыкальным и политическим истеблишментом США за свободу
самовыражения.
Книга написана в характерной для Заппы дурашливой "воннегутовской"
манере (и украшена соответствующими картинками). Первая ее половина,
как водится, повествует о детстве и становлении начинающего
артиста. Чрезвычайно любопытны также эстетические пассажи и
особенно глава "Только о музыке", в которой Заппа
"на пальцах", своими словами старается доходчиво изложить
идеи и принципы современного искусства.
Последняя треть книги, посвященная битвам Заппы с американской
бюрократией, все-таки тяжеловата для неамериканского читателя
— именно в силу специфичности этой борьбы и разветвленности
американской юридической системы.
Не доставляют легкости чтению и некоторые темные места перевода
— в частности, переводчик Виктор Коган явно не очень знаком
с музыковедческими терминами. Не сразу можно сообразить, например,
что под словами "украшая аккорды парциальными тонами"
имеются в виду альтерированные ступени (или джазовые обращения)
аккорда.
Кроме того,
в "Конце света" вышли книги рокеров помоложе, двух
бунтарей — Генри Роллинза и Майкла Джиры.
Книга "Потребитель" Майкла Джиры (Michael Gira), лидера
играющей экспериментальный индастриал группы Swans и владельце
независимого лейбла Young God Records, состоит из коротких и
очень коротких рассказов, заметок, видений и наблюдений. Достаточно
часто это просто переложенные на бумагу картинки мрачного авторского
воображения, объединенные интонацией и повествованием от первого
лица.
Местоимение "я" вообще можно назвать стержневой частью
"Потребителя", лейтмотив которого: распад тела, распад
духа и распад разума. При этом крепости самого автора вполне
хватает, чтобы, пользуясь почти трэшевой стилистикой, создавать
у читателя ощущение этих процессов, но не самоуничтожиться и
довести книгу до конца.
Тем не менее на обложке книги "ЭКСМО" сочло нужным
написать: "Книга не рекомендуется для чтения людям с неустойчивой
психикой". Возможно, к такой осторожности издателей подвигла
судьба переводчика Андрея Безуглова, покончившего с собой сразу
окончания работы над рукописью.
В ближайших планах серии — выпуск книги прозы Джона Леннона.
По
материалам сайта www.izdateli.ru