Вернуться на предыдущую страницу 

 

Новости авангардных событий культурной жизни

Ноябрь 2003 г.

 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2

3

4

5

6
7

8

9

10

11

12

13

14

15
16

17

18

19

20

21
22
23
24
25
26
27
28

29

30
   

13.11.2003

ЕДИНСТВЕННАЯ КНИГА ФРЭНКА ЗАППЫ СТАЛА ДОСТУПНА РУССКОМУ ЧИТАТЕЛЮ


Московское издательство "Эксмо" запустило новую серию "Конец света", в которой намерено выпускать художественную и автобиографическую прозу знаменитых западных рок-музыкантов.
Первыми появились книги двух столпов американской музыки: "битнический" "Тарантул" — единственный роман живого классика Боба Дилана — и "Настоящая книжка Фрэнка Заппы" — единственная книга уже умершего классика ироничного рок-авангарда.
Первая книга — поток сознания 26-летнего рок-бунтаря, тусующегося в Гринвич-Виллидже, — была впервые выпущена переводчиком и инициатором "эксмовской" серии Максимом Немцовым еще более 10 лет назад и уже известна поклонникам Боба Дилана и того пласта американской культуры, которую он олицетворяет.
Вторая же книга доходит до русского читателя впервые. В строгом смысле слова она не написана Фрэнком Заппой (1940 — 1993): он наговорил свои воспоминания и желчные соображения об окружающей его рейгановской Америке (книга была закончена в 1988 году) на магнитофон, отослал пленки журналисту Питреру Оккьогроссо и потом поправил написанный и скомпонованный им текст.
Но то ли благодаря тому, что Оккьогроссо оказался толковым "гострайтером", то ли благодаря тому, что Фрэнк Заппа четко говорил и пристально следил за процессом, "Единственная книга Фрэнка Заппы" действительно вполне дает представление об этом незаурядном музыканте и общественном деятеле — первым, до "Битлз" и The Who, выпускавшим концептуальные рок-альбомы и рок-оперы, скрещивавшим рок с симфонической музыкой, едко издевавшимся над хиппи и над "Сержанотом Пеппером" и ведшим бесконечную борьбу с музыкальным и политическим истеблишментом США за свободу самовыражения.
Книга написана в характерной для Заппы дурашливой "воннегутовской" манере (и украшена соответствующими картинками). Первая ее половина, как водится, повествует о детстве и становлении начинающего артиста. Чрезвычайно любопытны также эстетические пассажи и особенно глава "Только о музыке", в которой Заппа "на пальцах", своими словами старается доходчиво изложить идеи и принципы современного искусства.
Последняя треть книги, посвященная битвам Заппы с американской бюрократией, все-таки тяжеловата для неамериканского читателя — именно в силу специфичности этой борьбы и разветвленности американской юридической системы.
Не доставляют легкости чтению и некоторые темные места перевода — в частности, переводчик Виктор Коган явно не очень знаком с музыковедческими терминами. Не сразу можно сообразить, например, что под словами "украшая аккорды парциальными тонами" имеются в виду альтерированные ступени (или джазовые обращения) аккорда.

Кроме того, в "Конце света" вышли книги рокеров помоложе, двух бунтарей — Генри Роллинза и Майкла Джиры.
Книга "Потребитель" Майкла Джиры (Michael Gira), лидера играющей экспериментальный индастриал группы Swans и владельце независимого лейбла Young God Records, состоит из коротких и очень коротких рассказов, заметок, видений и наблюдений. Достаточно часто это просто переложенные на бумагу картинки мрачного авторского воображения, объединенные интонацией и повествованием от первого лица.
Местоимение "я" вообще можно назвать стержневой частью "Потребителя", лейтмотив которого: распад тела, распад духа и распад разума. При этом крепости самого автора вполне хватает, чтобы, пользуясь почти трэшевой стилистикой, создавать у читателя ощущение этих процессов, но не самоуничтожиться и довести книгу до конца.
Тем не менее на обложке книги "ЭКСМО" сочло нужным написать: "Книга не рекомендуется для чтения людям с неустойчивой психикой". Возможно, к такой осторожности издателей подвигла судьба переводчика Андрея Безуглова, покончившего с собой сразу окончания работы над рукописью.
В ближайших планах серии — выпуск книги прозы Джона Леннона.

По материалам сайта www.izdateli.ru