Вернуться на предыдущую страницу 

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

Ноябрь 2003 г.

 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2

3

4

5

6
7

8

9

10

11

12

13

14

15
16

17

18

19

20

21
22
23
24
25
26
27
28

29

30
   

5.11.2003

МЕСТО ВСТРЕЧИ ЛАБИРИНТ ЭДУАРДО ЧИЛЛИДА

Испанский художник Эдуардо Чиллида (1924 — 2002) — личность выдающаяся. Его монументальные скульптурные произведения украшают парки и площади Парижа, Бонна, Хельсинки, Мадрида, Барселоны, Мюнстера, Дюссельдорфа, Сан-Себастьяна, Бильбао.
Перед новым симфоническим центром в Далласе установлена 46-тонная композиция Эдуардо Чиллиды "Музыка", от которой просто дух захватывает. Но для того, чтобы познакомиться с творчеством этого испанского скульптора и графика, не обязательно совершать многодневный вояж по городам Европы и Америки. Достаточно зайти в фойе Эрмитажного театра. Там до конца ноября 2003 года развернута ретроспективная выставка Эдуардо Чиллида под названием "Неслышная музыка".
Многотонные композиции прославленного скульптора, естественно, остались за пределами этой экспозиции. Из музея "Чиллида-Леку", который находится под Сан-Себастьяном, привезено более тридцати произведений, выполненных в период с 1954 года по 1997-й. Это небольшие скульптуры из стали и терракоты, графические работы, а также авторские книги. Все произведения объединены темами музыки, поэзии и философии.
В Петербурге только что закончился международный конкурс на проект памятника поэту Иосифу Бродскому. Многие петербуржцы приняли участие в обсуждении 112 предложенных вариантов. Победил проект художника Владимира Цивина, скульптуру которого предполагается установить на Васильевском острове напротив Горного института. Интересно, что на выставке в Эрмитажном театре многие зрители, рассматривая работы Эдуардо Чиллида, активно вспоминали этот конкурс, а также все новые памятники, которые появились в Петербурге в последние годы.
Вспоминали "Городового", установленного на Малой Конюшенной, "Остапа Бендера", сидящего на Итальянской улице около ресторана, и Петра Первого, прижившегося в Петропавловской крепости. Не забыли про многострадального "Чижика-Пыжика", Нос Майора Ковалева, кота Василия и бравого солдата Швейка...
Если суммировать поток зрительских высказываний, то общий вывод будет таким: в Петербурге наблюдается явный перебор с легко узнаваемыми (фигуративными) памятниками. Весь мир уже давно от этого отказался. И пример выдающегося скульптора Эдуардо Чиллиды — тому подтверждение.
Слава Богу, что в конкурсе проектов на памятник Иосифу Бродскому победил нефигуративный вариант. А то ведь могло бы так случиться, что к череде идущих бронзовых дяденек добавился бы еще один куда-то спешащий поэт. Или его "вдохновенно растрепанная голова". Но этого, к счастью, не произошло. Значит ли это, что Петербург наконец-то вступает в полосу новых памятников? Более интересных по своим пластическим решениям? Будем надеяться, что так оно и есть на самом деле.
От опыта испанского скульптора нам ни в коей мере нельзя отказываться. Радует то, что мужественные и таинственные композиции Эдуардо Чиллида приглянулись многим зрителям. Были даже высказано суждение, что, например, скульптура "Гребень ветров" очень мощно выражает суть музыки Шостаковича и поэзии Бродского. Зачем изобретать новый памятник, если есть уже готовый? Может быть, имеет смысл попытаться адаптировать его для Северной пальмиры? А вообще-то у испанского скульптора много произведений, которые можно вписать в петербургское пространство. Было бы желание.
В принципе, нет резкой разницы между графикой Эдуардо Чиллида и его скульптурами. В обоих случаях художник работает с такими субстанциями, как время и пространство. Неслучайно свои графические произведения он называет "гравитациями". Очень важно знать, что Эдуардо Чиллида избегает любой конкретизации. В его произведениях нет и намека на что-то легко узнаваемое: на человека, дом, машину, скрипку, птицу… Эдуардо Чиллида отталкивается от метафор, которые не лежат на поверхности. В цикле работ, посвященных Иоганну Себастьяну Баху, художник "хотел выразить силу легких немецкого композитора" и то, "как власть его музыки распространяется во времени и пространстве".
Один из любимых символов-образов испанского художника — это лабиринт. То есть тупиковое пространство, из которого всем нам трудно найти выход. Но для Эдуардо Чиллида — это не препятствие. Художник знает, что мощь лабиринта — в земном тяготении. Чтобы ослабить, нейтрализовать лабиринт, надо лишить его "силы гравитации".
И вот эту невероятно трудную операцию Эдуардо Чиллида великолепно проделывает во множестве своих композиций. На наших глазах "многотонный лабиринт" отрывается от земли и навсегда застывает в воздухе...

Михаил КУЗЬМИН
Санкт-Петербург