Вернуться на предыдущую страницу 

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

Май 2005 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
   

03.05.2005

Открытое письмо доктору филологических наук, Председателю Московского фестиваля верлибра Ю. Б. Орлицкому


       Дорогой Юрий Борисович!

       Обратиться к Вам не в приватной, а в открытой форме меня вынуждают обстоятельства. Убежден, что тема письма касается не только нас двоих, но и многих других литераторов. Речь о Московском фестивале верлибра. Почти год назад, в мае, в Москве, в Словацком институте прошел XI фестиваль. Мне и многим моим коллегам посчастливилось стать его участниками. Я заранее направил Вам свои стихи. Вы — крупнейший и авторитетнейший специалист в области верлибра! — что-то забраковали, что-то одобрили. И в итоге допустили меня к чтениям. Также я направлял Вам стихи других авторов — саратовцев Эланы и Андрея Сокульского. Им Вы тоже высказали замечания, но к чтениям допустили. Саратовцы купили за свой счет билеты и приехали.
       И вот прошел почти год. Я покупаю сборник "По непрочному воздуху". "По следам XI Московского Фестиваля верлибра". Начинаю читать. Эланы — ни слова, Сокульского тоже нет. Про себя уже не говорю. Более того, там нет и стихов Юрия Проскурякова, и Арсена Мирзаева, и Татьяны Грауз, и многих-многих других первостатейных авторов, которые участвовали в Фестивале.
       Я хочу Вам задать вопрос: а зачем мы Вам присылали наши стихи?
       Чтобы выступить в Словацком институте? На мой взгляд, цель любого подобного мероприятия — не только тусовка, а попадание в итоговый сборник. Если тебя там нет, то и в Фестивале ты, получается, не участвовал.
       Вы скажете, что составитель сборника не Вы, а Дмитрий Кузьмин. Правильно. Но я-то дело имел с Вами как с Председателем фестиваля. И Вы, именно Вы допустили меня до чтения…
       Конечно, организация Фестиваля не выдерживает критики и многое здесь надо менять. И Вы начали это делать. В этом году Вы решили провести Фестиваль с поэтом и культуртрегером Арсеном Мирзавым в Санкт-Петербурге, выступили как сопредседатели. Мои издания ("Футурум АРТ", "Дети Ра", "Зинзивер") стали информационными спонсорами Фестиваля. Говорят, получилось лучше, чем в Москве.
       Но вот недавно я получил письмо от Арсена. Он сетует, что, видимо, Кузьмин его опять не включит в итоговый сборник…
       Ну что сказать? Видимо, Арсен Мирзаев — толстовец… Ситуация фантастическая — Вы провели работу, а кого печатать решает другой человек. Знаете, какова себестоимость сборника "По непрочному воздуху". "По следам XI Московского Фестиваля верлибра", который составил Д. Кузьмин? 300 долларов. Это я Вам говорю как директор и хозяин типографии. За жалкие 300 баксов можно купить право решать судьбу крупнейшего Фестиваля русского верлибра?
       Я хочу задать еще один сакраментальный вопрос: этот фестиваль чей — кузьминский? Если это так, тогда вопросов нет. Он и дальше вправе творить то, что ему вздумается. Но если это все-таки Московский фестиваль верлибра, тогда нужно соблюдать хоть какие-то правила. И если уж стихи отобраны для чтения, их обязательно нужно включать в итоговый сборник. И в данном случае я пекусь, разумеется, не о себе. Мне, слава Богу, есть где печататься и в нашей стране и за границей. Я говорю о принципах цивилизованной работы, которые в данном случае варварским способом нарушаются.
       Теперь, собственно, о сборнике, который вышел.
       В аннотации написано, что "Сборник составили ранее не публиковавшиеся произведения 51 русского поэта…"
       Это не так. Например, стихи В. Крыжановского из сборника ранее были опубликованы в журнале "Дети Ра", № 2, 2004 (с. 41).
       Вы как Председатель Фестиваля обращаете внимание на то, что ненормативная лексика не приветствуется.
       Вот несколько цитат.
       "Во, заморочился. Зло. Злому
       Человеку — большое плаванье. Бесы
       Тоже насвистывают, когда идут на свиданье.
       Я спрашивал раз у кролика: как ты относишься к выстрелу?
       Легко догадаться, что кролик послал меня на хуй…"
       (А. Полонский, с. 155)
       "освежиться
       то есть власть поссать…"
       (Валерий Нугатов, с. 145)
       Это и есть вершина русского верлибра? Приземленная, никудышная, а то и матерная проза — стихи?
       Интересны в книге и верлибры составителя, Дмитрия Кузьмина. Отдадим ему должное — в этот раз он хотя бы не поместил стихов гомосексуального характера, ограничился описанием того, как он, точно кинозвезда, скрывается от красивой женщины (см. с. 112 — 113). Ну не любит Кузьмин женщин, что тут скажешь?! Он этого и не скрывает. Тем более что к некоторым представительницам прекрасного пола он испытывает, судя по всему, даже очень сильные чувства. Например, к Фаине Гримберг. Знаете, сколько страниц занял о д и н верлибр этой уникальной поэтессы? В о с е м ь! Представляете, верлибр на восемь страниц! Почти "Мама и нейтронная бомба".
       О чем все это говорит? О чудовищной вкусовщине. О кумовстве. О том, что упоенный собственной властью Кузьмин действует по принципу: "своя рука — владыка".
       Я неоднократно писал о том, что подобные явления случаются в толстых российских литературных журналах. Но, как выясняется, по сравнению с деятельностью Кузьмина в "толстяках" расцвет демократии.
       Дорогой Юрий Борисович! Если так будет продолжаться и впредь, реальная картина происходящего в русском верлибре будет искажена, читатель в очередной раз окажется обманут. А разве для этого мы с Вами работаем?

       С искренней симпатией и неизменным уважением,
       Ваш Евгений Степанов