Вернуться на предыдущую страницу 

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

Август 2006 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
             
   
05.08.2006

ВЕЧЕР ЕВГЕНИЯ СТЕПАНОВА В БУЛГАКОВСКОМ ДОМЕ


25 июля поэт, прозаик, директор издательства "Вест-Консалтинг", издатель журналов "Дети Ра" и "Футурум АРТ" Евгений Степанов представил в Булгаковском Доме свои новые книги и новые номера журналов.
Степанов прочитал стихи из сборника "Портрет", рассказы из книги "Ира, белая герла" и "Люди, разговоры, города".
На вечере также выступили Константин Кедров, Юрий Милорава, Евгений Харитонов, Сергей Арутюнов.
Вел вечер Андрей Коровин.
После выступления состоялся фуршет, а наш специальный корреспондент Анна Шиманская попросила поделиться впечатления о вечере различных людей.


Поэт Константин Кедров:

Вечер получился по-настоящему cтепановский — многоголосый, полифонический, свободный, доброжелательный, открытый, разноплановый. Эпитеты можно слагать до утра, но этично ли? Главное — ощущение свободы и раскрепощения, в то время как все чем-то или кем-то ангажированы. Странное и непривычное явление сегодня — вышел человек, не пел, не плясал, фокусы не показывал, а всех удивил. Настоящим общением в его древнем значении: собрать людей — передать слово — согреть. Свойственное поэту одиночество ненадолго становится гиперболой. Мне близка и простейшая форма, в которой выражается лирический герой Степанова — моностих и, конечно, рассказы о вчера-сегодня-завтра. Кстати, в них, как правило, присутствует классическая собранность, лаконичность, точность формулировок. Мне очень нравится стихотворение Степанова, состоящее из одного предложения "Я хотел написать стихотоворение. И не смог". Здесь какая-то пушкинская простота. Это кажется, что так написать легко, на самом деле, так еще никто не говорил. Степанов — современный Крученых, сталкер в нашей литературе. И по натуре сталкер. Он идет туда, куда вход запрещен. А потом описывает то, что увидел. Получается то смешно, то страшно. Например, от известного рассказа о психушке, в которую героя упекли за палиндром, — мороз по коже, хотя слог предельно простой. Невольно ассоциации с "Палатой № 6" Чехова. Что это, мастерство, или попадание в цель? Думаю, это особенность леонардовского дара Степанова — черпать то из одного, то из другого колодца, и не уставать. Сюда же относится и его титанический энтузиазм издателя антимассовой литературы и популяризатора культуры. Когда рынок печатной продукции фактически монополизирован глянцево-гламурным литературым чтивом, это благое дело можно вполне назвать подвижничеством. А если не выходить за рамки прошедшего вечера… по-моему, настоящая творческая удача Степанова-мемуариста — книга "Люди, разговоры, города".

Поэт Александр Ткаченко:

Поражает антураж! Место, где все пронизано духом Великого Мастера, выбрано не случайно, ведь Женя — тоже в некотором роде мистическая личность. Как и когда Степанов творит, я не знаю, но время от времени он выходит из своих теней к людям и разбрасывает свои камешки-книжки. Ярко, красиво, талантливо. У него редкая профессия — собиратель. Как мы собираем разноцветные камешки на берегу, чтобы сложить бусы, так он собирает свои строчки, чтобы сложить книги. А, может, он просто знает места, где лежат в избытке ценные камешки незатейливых, "ситцевых" историй и событий. Проще говоря (проще ли?), мы имеем дело с метафизикой, фактически булгаковской идеей постоянной передачи энергии как таковой из одного тысячелетия в другое. Причем сюжеты у Степанова, если вдуматься, — одни и те же, как библейский сюжет о Каине и Авеле, который бесконечно повторяется, меняя лишь (уни)форму, сшиваемую и подгоняемую по "фигуре" времени вечным портным. Мне нравится, что Женя в своих книгах пытается постичь сложную, запутанную, коронованную атмосферу произведений Булгакова на электронном уровне. Однако про него можно говорить на совершенно разных тонах — еще одно свойство многоярусного дарования. Если Степанов-прозаик твердо и реально стоит на ногах, то как поэт он чаще над тротуаром… Причем — парадокс — в его стихах мне, читателю, и комфортно и живописно. Хм, вот такой получается портрет одиозного лирика, говорящего на "уличном" языке на трех аккордах… весело, грустно, небанально. Не менее колоритен Степанов-издатель. Он выпускает литературу, которая прошла мимо основной печатной глыбы еще в начале прошлого столетия. Путь авангардной литературы всегда был извилист и труден, а, глядя на Женю, кажется, будто ему известна какая-то хитрость воплощения слова в дело. В результате мы читаем его журналы, бог знает как попадающие в руки. И немногие знают, что это труд, ежедневный труд Степанова-ремесленника.

Журналистка Диана Камская:

Вечер не понравился. Степанов — бездарность. Пишет всякие заумные стишата и порнографическую прозу. Его книгу "Лю" я бы запретила!

Поэт Сергей Арутюнов:

Женя читал в очень интеллигентной манере. Я, пожалуй, ждал от него каких-то авангардистских кунжутов… Но он приятно поразил меня тем, что не форсировал голосом, не позировал. Объясняю это просто — за свой долгий творческий путь он наконец-то понял, как действительно нужно читать авангард — тихим, самоироничным, где-то надтреснутым, где-то воспарившим голосом. Удовольствие слушать, запоминать, пересекаться мысленно с пущенным в слушателей клубком сомнений в силе собственного голоса, нерва, сердца. Но можно ли это достижение назвать реализацией — вот где мои сомнения. Я всегда ждал от него высокой книги стихов и не прекращу ждать, возможно, чуда. Как истинный поэт он мужественно двигается к своим главным Рубиконам. Не допускаю, что он может отречься от этого или задвинуть шкафом трудовых будней. И продолжаю ждать, а Женя — эффективно, самозабвенно выпускать свои журналы. Он не всегда чувствует потенциал и сильные стороны писателей, которых помещает на их страницы. Тем не менее, ему удалось очаровать огромное количество талантливых людей своей открытостью и дружелюбием. С ним хотят дружить, и корыстно, и совершенно задаром — пообщаться, проникнуться, задуматься. И не только авангардисты, традиционалисты и даже архаисты бесконфликтно находят точки соприкосновения с его мироутверждением. В этом пластическое, редкое свойство его натуры.
Ухожу со сборником лирических миниатюр. Кстати, уже читал, но хочется еще. Степанов, вполне отдавая себе отчет, преследует фактические японские цели — внезапно озарить читателя, и, самоудалившись, привести к некоторым размышлениям. Да, пафосно, с элементами нотации, но вспышки откровений, которые он испытывал в момент творческого подъема, транслируется без всяких приборов. На поэтический сборник пока не соблазнился. Что-то удерживает. Я знаю его сильные и слабые строки. Вне книг. Просто помню. И жду новых, сильных.

Читатель Сергей Смирнов:

Я пришел из любопытства. Рассказы у Степанова смешные, но он находится под сильным влиянием Токаревой и Довлатова. По-моему, книжки Степанова — это развлекательное чтиво, а не высокая проза.

Издатель Александр Давыдов:

Мне нравится проза Степанова. Все, что он пишет, по крайней мере, интересно.

Поэт Николай Грицанчук:

Мне очень понравился сборник стихов Евгения Степанова "Портрет". Разносторонняя, разноплановая, разнохарактерная — но, вместе с тем, цельная книга, написанная мастером.

Издатель, куратор сайта www.afischa.ru Андрей Новиков:

Все происходящее в настоящий момент в Доме Булгакова свидетельствует о том, что Степанов действительно нашел свою нишу. Это редкое везение. Я знаком со Степановым не так давно, но, как уже не раз убедился, мы двигаемся и развиваемся в одном направлении. Он сумел создать вокруг себя мощный культурный слой из печатных и событийных проектов. Еще задолго до того, как началось наше общение, его творческие идеи являлись неким двигателем моего собственного развития — подхлестывало, давало стимул не оглядываться по сторонам, несмотря на трудности, вдохновляло. Хотелось бы видеть, и, думаю, это не за горами, когда детища Степанова смогут быть доступны "зрителям" на сайте "Афиши" в зале периодики как качественно новая альтернатива Журнальному залу. Это создаст кумулятивный эффект — удвоение усилий может вполне привести не к двойному, а к взрывному эффекту. Нужны новые мыслительные коридоры, новые возможности духовного обогащения для современного читателя, новая пища для размышлений и почва для открытий. Нам не хватает интерактивности в повседневной жизни, а что уже говорить о творчестве! Но сегодня на вечере Степанов как раз и провел такой сеанс. Прекрасное общение и новые книги. Вездесущий, взбалмошно-умиротворенный человек! Читаю его "Портрет", улыбаюсь и… кажется, все у нас получится.


Подготовила Анна Шиманская