Вернуться на предыдущую страницу 

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

Август 2006 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
             
   
11.08.2006

ПОЭЗОГРАФИЯ


В Киеве на украинском и английском языках вышла книга известной исследовательницы визуальных поэтических форм Татьяны Назаренко ''Поэзография: сучасна зорова поэзiя украинською мовою''. Это более чем двухсотстраничный фолиант альбомного формата в оформлении известного украинского визуалиста Мирослава Короля.
Татьяна Назаренко длительное время работала в Канаде, благодаря чему одинаково хорошо осведомлена в творческих поисках как в самой Украине, так и в украинской диаспоре. В 1997 году она была одним из основных организаторов крупнейшего международного фестиваля экспериментальной поэзии ''Зримая рифма'' в Эдмонтоне. Вполне естественно, что в своей книге она объединила всех авторов, которые занимаются визуализацией в пространстве украинского языка. Здесь представлены работы 28-и авторов. Некоторые из них работают с визуальностью относительно стабильно, другие - лишь изредка. Но все вместе на страницах книги они составляют поле украинской визуальной поэзии, независимо от места проживания авторов — Украина-Канада-Франция-Германия-США...
Во вступительном очерке Т.Назаренко прослеживает путь украинской визуальности от летописных времен, через барокко к футуристическому периоду ''бури и натиска'' и наконец к сегодняшним дням. При этом автор проводит необходимые сопоставления с тенденциями развития этого вида творчества в других странах, от Европы до Северной и Южной Америк. Здесь и соприкосновения с Аполлинером, с конкретпоэзией, вплоть до аллюзий и переводов (интересные примеры находим у Мыколы Мирошныченко).
Разумеется, Татьяна Назаренко тщательно фиксирует наиболее характерные приметы именно украинских авторов, а также индивидуальные черты каждого из них. Она отмечает особенно национальные черты, которые отражаются не только в ''рабочем языке'', но и в близости к орнаменту, в тематизме — обращение к трагическим страницам истории, использование названия страны, а также в особом юмористическом колорите и даже в наличии визуальных пародий.
Мне довелось видеть оригиналы многих работ ведущих украинских визуалистов — это Ярослав Балан, Юрий Зморовыч, Иван Иов, Иван Лучук, Мыкола Луговык, Мырослав Король, Мыкола Мирошныченко, Мыкола Сорока, Игор Трач, Васыль Трубай... и я могу вполне оценить высокую репрезентативность их подборок, включенных в книгу. Крайне интересно было познакомиться и с работами других авторов, таких как Виктор Мельник, Васыль Старун, Андрий Сукнацькый, Роман Садловськый...
Безусловно, с выходом книги Татьяны Назаренко украиноязычная визуальная поэзия закрепляет свое индивидуальное место в мировом пространстве творческого поиска. Наверняка эта книга окажет также воздействие на поисковые тенденции, которые наблюдаются в украинской поэзии последних десятилетий, как в украинском, так и в русском вариантах.

С. Бирюков.