Вернуться на предыдущую страницу 

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

Июнь 2009 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
             



   
10.06.2009

ЕВГЕНИЮ СТЕПАНОВУ — 45 ЛЕТ

10 июня в ЦДЛ прошел юбилейный вечер издателя и писателя, главного редактора журнала "Дети Ра" Евгения Степанова.
Ему исполнилось 45 лет.
Публикуем (с сокращениями) стенограмму вечера.


Татьяна Тихонова:
— Добрый вечер! Меня зовут Татьяна Тихонова, я менеджер "Журнального зала". Сегодня мы собрались по поводу юбилея издателя, поэта Евгения Степанова. Степанов — издатель таких журналов, как "Дети Ра", "Крещатик", "Футурум АРТ", "Персона ПЛЮС", газеты "Литературные известия", других СМИ, глава Холдинговой компании "Вест-Консалтинг", которая выпускает порядка 70 книг в год и делает около 800 сайтов в год. Но, прежде всего, Евгений Степанов — литератор. Поэт, литературовед, филолог, кандидат филологических наук, докторант РГГУ, прозаик.
В "Журнальном зале" размещен журнал "Дети Ра", главным редактором которого он является, и журнал "Крещатик", который издает "Вест-Консалтинг". Это очень известные журналы, завоевавшие свою аудиторию.
Предоставим слово друзьям и коллегам Евгения Степанова. Слово предоставляется Генеральному директору Московской писательской организации, поэту Владимиру Георгиевичу Бояринову.

Владимир Бояринов:
— Я от всей души поздравляю Евгения Викторовича с юбилеем. Желаю здоровья и новых свершений на всех нивах творческой жизни. Мне нравится работать с Евгением. Он деловой человек. Он берет быка за рога и начинает действовать. Вот сейчас мы с ним делаем сайты всем членам Московской писательской организации. У меня теперь за это дело голова не болит. Это теперь вопрос Степанова и его "Вест-Консалтинга". И новые сайты писателям появляются ежедневно. В день иногда до пяти сайтов! Такого у нас никогда не было.
А еще Степанов — прирожденный лирик. Тонкий, глубокий. За его вклад в развитие русской литературы Правление Московской писательской организации награждает Евгения Викторовича Степанова Премией и медалью имени Антона Павловича Чехова.

Евгений Степанов:
— Спасибо. Не ожидал. По-моему, это слишком…

Татьяна Тихонова:
— А теперь предоставим слово Евгению. Попросим его почитать стихи.

Евгений Степанов:
— Спасибо. Прочту несколько стихотворений. В том числе из сегодняшней "Литературной газеты", где мой старинный друг Сережа Мнацаканян напечатал большую подборку — кланяюсь ему в пояс. Сергей Мигранович напечатал меня более двадцати лет назад в МК, я послал туда стихи по почте. И вот он выловил из самотека, напечатал. И потом много раз меня публиковал в "Литературке", в "Дне поэзии". Ну не знаю, как его благодарить. Вообще, у меня столько великих друзей — Сергей Мнацаканян, Константин Кедров, Сергей Бирюков, Юрий Милорава, а еще раньше я имел счастье дружить с Татьяной Бек, общаться с Геннадием Николаевичем Айги… Великие, великие люди…
Даже стихи-то читать неудобно.

Татьяна Тихонова:
— Женя, не робей.

Евгений Степанов:
— Ну хорошо.



* * *

время безжалостней сути садиста
так что не будем пенять
надо бы жить лет наверное триста
чтобы хоть что-то понять

чтобы освоить какое-то дело
чтобы скопить капитал
чтобы душа наконец повзрослела
чтобы я в космос слетал

чтобы глаза точно рампа лучились
чтобы прозрели верхи
чтобы стихи у меня получились
чтобы сложились стихи



* * *

Я навьючен, точно верблюд, тюками,
Тюками контрактов проблем — напасть.
Я поддерживаю сердце руками,
Иначе оно может упасть.

Двадцать лет кряду — офис, работа,
Галстук, точно удавка, сорочка, пиджак.
Я хочу, как Мюнхгаузен, вытащить себя из болота.
Вытащить себя из болота я не могу никак.

Я люблю Наташу — она далече.
Прогоняю Машу — она со мной.
Получается так: судьбе невозможно перечить.
Получается так: жизни не будет иной.



ПРОКУДИН

Плачет Егорка Прокудин —
Счетчик удач на нуле.
Не было, нет и не будет
Рая на грешной земле.

Плачет мужик горемычный,
Феней бранит этот мир.
Пьет по старинной привычке
Черный, как вечер, чифир.

Воспоминаньям заслона
Нет — не уймутся никак.
И вспоминается зона,
Шконка, больничка, барак.

Острая, как пилорама,
Память крошит мужика.
Мамочка, мамочка, мама,
Участь его нелегка.

Плачет Прокудин Егорка —
Радости нет ни на грош.
Что ж ты, судьба-крохоборка,
Слезы ему не утрешь?



ПАМЯТИ ВАЛЕРЫ

Тетка с косою приходит непрошено —
Стол накрывай второпях.
Тихое слово Валеры Прокошина
Нынче звучит в небесах.

Лучшим поэтам немного отмерено
Лет и удачливых дней.
Тихое-тихое слово Валерино
Все почему-то слышней.



* * *

начинается нечто такое чему
ни к чему ни слова ни дороги
прикоснусь и пойму посмотрю и пойму
не пойму слишком много в итоге

вознесётся воздушный над офисом шар
упадёт на лепешку коровью
точно дракула кровью упьётся комар
и умрёт переполненный кровью

а росточек который зимою зачах
разомлеет в объятиях лета
и в обычных свинцово-пунцовых глазах
заневестится унция света

я покаюсь за спешку стихи и грехи
я засну как трехлетний мальчонка
и приснится деревня поют петухи
петухи кукарекают звонко

Хватит, наверное? Там книжки лежат, пусть все, кто хочет, возьмут. Это стихи из книжек.

Татьяна Тихонова:
— Да, друзья, книжки можно брать. Это специально для вас. А сейчас слово имеет сопредседатель Союза литераторов России Дмитрий Юрьевич Цесельчук.

Дмитрий Цесельчук:
— Разрешите поздравить нашего юбиляра, Степанова Евгения Викторовича, от лица Правления Союза литераторов России и вручить ему Д И П Л О М Выдающегося деятеля культуры и искусства России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.11.93. № 1904, ставшего в этом году Государственным стипендиатом по представлению Союза литераторов России согласно приказа Врио Министра культуры А. Е. Бусыгина № 89 от 04.03.2009.
От себя добавлю, что знаю Евгения Викторовича с 1988 года, знаю как одного из немногих членов нашего Союза, способных к осуществлению крупных литературных начинаний — поэт, прозаик, издатель и главный редактор нескольких литературных журналов и газеты "Литературные известия", он достоин звания Выдающегося деятеля культуры и искусства России именно в силу своего высокоорганизованного коллективистского начала. Он прекрасно понимает, что один в литературном поле не воин, и литераторы тянутся к нему, не только, как к человеку, способному блестяще издавать, но, и как к поэту с тонким пониманием структуры поэтического текста как такового. В своем предисловии к только что вышедшей поэтической книге Жени "Две традиции" я особо выделяю его понимание того, что, как и в жизни, в поэзии нет гарантии тому, что завтра снова придут стихи. Они могут попросту не получиться или уйти навсегда — "от поэта до стихотворца — один шаг: уйдет метафизика и жизнь станет, как сушеная вобла". Поэту Евгению Степанову, судя по стихам, отобранным для новой книги, это не грозит.
С полноценным 45-летием тебя, Женя!

Евгений Степанов:
— Спасибо, дорогой Дима! Мне, право, неловко…

Татьяна Тихонова:
— Константин Кедров, поэт, главный редактор журнала "ПОэтов", член исполкома Русского ПЕН-Клуба.

Константин Кедров:
— Что пожелать человеку, у которого все есть? Господь ничем не обделил этого человека.
Главное, что есть у Степанова, — это мощнейшая энергия. А поэзия — это и есть, прежде всего, энергия. Мне интересно наблюдать за проектами Евгения. У него они практически все получаются. А если не получаются, то это тоже интересно. Вообще, мы все — современники Евгения Степанова. И это неспроста. У Жени были и есть замечательные учителя. Он у них учился и учится. Вот ему сейчас сорок пять лет, а с Сергеем Бирюковым, президентом Академии Зауми, он дружески общается с 1981 года, почти двадцать восемь лет.
У Степанова недавно вышла новая книга стихов "Две традиции". Очень точное и правильное название. Есть традиции — Ивана Бездомного и Николая Новикова. Вторая, просветительская, и присуща Степанову, он есть воплощение новиковской традиции в литературе. Он издает, публикует статьи, просвещает. Не учит, нет, но дает пищу для размышлений…

Евгений Степанов:
— Спасибо, дорогой Константин Александрович, дай Бог Вам и Лене Кацюбе здоровья и долготерпения, пусть всегда выходит Ваш гениальный "Журнал ПОэтов", лучший поэтический журнал на сегодняшний день.

Татьяна Тихонова:
— Писатель, секретарь Правления Союза писателей России Валерий Казаков.

Валерий Казаков:
— Я люблю этого человека. От имени Ассоциации писателей Сибири, сопредседателем которой являюсь, хочу вручить этот адрес. Женя, ты его сам прочтешь.
Евгений Степанов относится к тем людям, которые не дадут человеку пройти незамеченным. Он ищет, находит таланты во всех уголках и весях. Его журналы, конечно, оздоровили наш литературный процесс.

Евгений Степанов:
— Валера, дорогой, спасибо большое. Я тебе очень за все благодарен. И, прежде всего, за твою мощную книгу "Тень гоблина". Это очень хорошая проза. Настоящая современная проза. И не случайно Юрий Михайлович Поляков сказал, что ты сейчас один из лучших современных прозаиков. Я тоже так считаю.

Татьяна Тихонова:
— Слово предоставляется Исполнительному директору АСКИ (Ассоциации книгоиздателей России) Владимиру Константиновичу Солоненко.

Владимир Солоненко:
Сердечно поздравляю Евгения Викторовича с юбилеем от имени АСКИ (Ассоциации книгоиздателей). И хочу зачитать адрес от имени Президента АСКИ.

Генеральному директору
издательства "Вест-Консалтинг"
Е. В. Степанову

Уважаемый Евгений Викторович! Примите сердечные поздравления по случаю Вашего 45-летия!

Книжное сообщество знает Вас как опытного издателя новой России. Приятно отметить, что "Вест-Консалтинг" находится в рядах Ассоциации книгоиздателей России — старейшего профессионального издательского объединения. Вы создали и возглавляете издательство особого рода, миссия которого — представление на страницах сборников, альманахов и журналов лучших поэтов России и тех, кто пишет о поэзии. Вы — не только издатель поэзии. Ваши опыты в стихах хорошо известны читателям и критикам. Преуспели Вы и на поприще науки. От души желаем Вам радости и вдохновения! Крепкого здоровья и благополучия Вам и Вашим близким!
Президент Ассоциации книгоиздателей России
К. В. Чеченев


Татьяна Тихонова:
— А сейчас выступит поэт, член Петровской академии Виталий Александрович Владимиров.

Виталий Владимиров:
— В июне родились великие русские поэты: Степанов — пятого, Пушкин — шестого, Владимиров — десятого. Степанов — первый среди нас. (Евгений Степанов смеется, слышен и смех в зале.)
У меня с ним много общего. Мы — оба Близнецы по знаку, оба пишем стихи и прозу, у него три жены и у меня три жены.
У него сильный аналитический ум и его диалог с миром — источник его творчества. Вслушайтесь;

42 года

Печка на даче, кровать, стихи Георгия Иванова…
И — попросить у Бога отсрочки…

Евгений Степанов — мечта современного писателя. Он литературный агент, владелец издательства, литературный критик.
В бизнесе его отличает, прежде всего, честность — свойство, не присущее современной своре на книжных рынках России. Неоднократно в своей жизни он начинал с нуля — свидетельство мужества и философской стойкости, достойной Сенеки.
Я считал себя состоявшимся писателем — два десятка книг за спиной, но, прочитав Евгения Степанова, понял, что есть области литературы, мной неосвоенные, но очень интересные.
Я благодарен судьбе за встречу с Евгением Степановым. Ему только 45. Начался кризис? Пора покупать типографию, говорит он мне. Что ему пожелать? Всех благ, конечно, И чтобы сегодня сборная России победила сборную Финляндии.
А как же без подарка?
В подарок ему сборник "Поэтика" 1919-го года издания. Брик, Шкловский…

Евгений Степанов:
— Спасибо, дорогой Виталий Александрович. Это царский подарок — сборник "Поэтика". Шкловский, Брик — обожаемые мной литературоведы.

Татьяна Тихонова:
— Слово имеет поэт, преподаватель Литературного института Сергей Арутюнов.

Сергей Арутюнов:
— Говорить о Степанове на публике мне неимоверно тяжело. Всё равно что рассказывать историю старшего брата и взаимоотношений с ним. Кому, зачем? Это мое, личное. Мы были вместе, когда создавался "Футурум АРТ", мы вместе сегодня и так будет, пока он захочет, чтобы так было.
Нас познакомила десять лет назад Татьяна Александровна Бек, которая была другом Степанова, а моим учителем.
Скажу о его стихах: меня каждый раз пронзает чувство даже не двойственное, а тройственное, если не четверичное. Тут и досада, что вот здесь якобы не доведено, не дожато, тут и - хо-хо! - довольство, что там как раз якобы дожал и довел, и это чувство какое-то соглядатайское, ревнивое, не смыкающее глаз. Право слово, редки на земле люди, и вы знаете об этом, о сидящие здесь, стихи которых вызывали бы чувство чуть ли не собственности, чуть ли не взаимосделанности. Единственное, чего нет в моей смеси чувств по отношению к стихам Степанова, - равнодушия: эдакого дальнеприятельского сытого благорасположения - мол, хочет упражняться, пусть, сойдет как угодно. Нет, не сойдет! Не сойдет и не может сойти - "как угодно". Степанов мужественен, сентиментален, насмешлив, в стихах предпочитает спурт, напор, и его нетерпение делает его озорником, подбежавшим к органу - ух как здорово, педаль, педаль, аккорд! - трагедия познающего сказывается как раз там, где нужно дослушать звук своей души до конца, проследить, как он не улетучивается, не замирает, а длится бесконечно, и из безмерной дали приходит на него чей-то ответ.
Кому как не мне знать, как мало у Жени времени на стихи! Но это не оправдывает ни его, ни меня.
Мало времени на то, чтобы плюнуть на все, забыть про все, уединиться не где-то на подмосковной даче, а, как писали, "отринуть", да так, как не снилось поэту и первой величины - представить, что остался последним на земле представителем вида и должен ответствовать за него.
И вот такого отрешенного Степанова я представить себе не могу. Он всегда будет думать о жене и дочке, о родителях, о друзьях, он будет напряженно ждать реакции на то, что делает, пытаться собрать еще один номер журнала, еще одну книжку - не свою. Это натура, ее не перебороть. Он не может ждать, что завтра сделают за него.
Именно поэтому я запретил себе любить Степанова за то, что он всех печатает, со всеми говорит, всем делает биографию. Я избрал зоной своей незримой ответственности то, что он делает в стихах, и здесь я прав.
Когда получается "Плачет Егорка Прокудин...", я чувствую, что побеждаю вместе со Степановым, но когда строки его коротки, ползут вниз, я проигрываю вместе с ним и вместе с его нетерпением.
У НЕГО ДО СИХ ПОР ЛОМАЕТСЯ ГОЛОС. До сих пор. Вот какой вывод я делаю из всего прочтенного у Степанова. Он говорит то басом, то дискантом, но истинный его голос - лирический тенор. Сколько сентиментальных, прекрасных стихов он не сделал именно потому, что подросток стесняется ломки голоса, воображая, что именно его-то, как младшего, и не дослушают, на него-то внимания и не обратят.
Повторяю, Степанова нельзя любить за то, что он добр и светел, обращен к людям всеми своими гранями. Нельзя. Такая любовь словно куплена, держится на взаимообразии дружеских жестов, она подменна, она недостойна существования. Только стихи, только голос.

Евгений Степанов:
— Спасибо, Сережа. Мы всегда с тобой вместе. Мы единый организм.

Татьяна Тихонова:
— А вот я вижу Максима Замшева, поэта и главного редактора журнала "Российский колокол". Попросим его сказать несколько слов.

Максим Замшев:
— Мой друг Евгений Степанов — человек колоссальной энергии. Об этом сегодня уже не раз говорили. И, конечно, это человек поэтической и душевной тонкости. В 1990-е годы попавшая в исторически сложное время русская литература выявляла самых стойких, крепких, терпеливых, и Степанов — один из них. Сейчас он находится на пике своего человеческого и творческого успеха.
С юбилеем, Женя!

Евгений Степанов:
— Спасибо Максим. Впереди у нас много совместных дел. Я очень рад, что мы осуществляем общими усилиями ряд проектов. Рад, что выходит журнал "Российский колокол". Спасибо, что печатаешь меня…

Татьяна Тихонова:
— Слово имеет писатель, меценат, член Попечительского Совета журнала "Дети Ра" Александр Маркович Файн.

Александр Файн:
— У Евгении Викторовича Степанова золотое перо и золотое сердце. Он почему-то с вниманием отнесся к моему бумагомарательству. Всегда дает ценные и точные советы в плане редактуры. Мне очень приятно сейчас находится в этой почтенной аудитории. А Евгению хочу подарить золотое во всех смыслах перо. (Дарит авторучку.)

Евгений Степанов:
— Спасибо, мой дорогой друг. Коллеги, я хочу сказать слова особой благодарности Александру Марковичу, которой не только замечательный писатель, но и настоящий подвижник и меценат. А его книга "Мальчики с Колымы" — новое слово о трагической теме.
Культура сейчас в бедственном положении. Без меценатов и подвижников выжить невозможно.
Я счастлив, что Александр Маркович с нами сотрудничает.
Я счастлив, что уже пять лет гуманитарные проекты, которые я начинаю, поддерживает другой великий человек — депутат Государственной Думы Николай Михайлович Ольшанский. Он сделал для нашей страны очень много. Делал добро в советское время, делает и сейчас. На таких людях Россия стоит.

Татьяна Тихонова:
— В этом году у поэтессы и барда Татьяны Романовой-Настиной вышла книга стихов "Восход" в серии Библиотека журнала "Дети Ра". Татьяна приготовила Евгению музыкальный подарок.

(Поет Татьяна Романова-Настина.)

Татьяна Тихонова:
— Сейчас я бы хотела зачитать несколько стихотворений, которые прислали друзья Евгения Степанова, авторы "Журнального зала".
Вот Борис Хаимович Гринберг из Новосибирска.

Борис Гринберг:
Женя, с Днём рождения!!!

А в качестве подарочка:
анагриф СТЕПАНОВ

Пена псов, стон навета,
Но — снова на пост.
От веста на ост
Стена света
Воспета.
.......
Нас — стан
Пестован.

А это Юрий Александрович Беликов из Перми.
В этом стихотворении речь идет о новом романе Евгения Степанова "Застой. Перестройка. Отстой."

Расплавился век золотой,
когда-то в серебряный канув.
"Застой. Перестройка. Отстой", —
вослед им промолвил Степанов.

Так Гегель, паря над Зёмлёй,
триаду узрел средь туманов:
— Кто автор триады такой?
— Степанов, — ответил Степанов.

Вдохнул относительный дым
Эйнштейн в небольшой заварушке:
— Сначала Степанов, а Пушкин…
А Пушкин родился за ним!

— Раз так, — произнёс Горбачёв, —
довольно быть жертвой обманов:
поскольку был первым Степанов,
мы всё перестроим без слов.

И пал государственный строй!..
Степанов и Путин — в пивбаре.
"Застой. Перестройка. Отстой".
Пора и по пиву ударить.

Друзья, кто еще хочет выступить?

Евгений Степанов:
— Таня, откуда у тебя эти стихи?

Татьяна Тихонова:
— Не скажу. Ребята прислали… А сейчас я хочу предоставить слово давнему другу Евгения Юрию Колоднему.

Поэт, член-корреспондент Академии Российской словесности Юрий Колодний:
— Дорогие друзья, коллеги!
С Евгением Викторовичем Степановым, известным российским поэтом, писателем, издателем, журналистом, литературным критиком, я познакомился в 2001 году.
Судьба случайно (или не случайно) привела меня в одну из старейших российских страховых компаний ОАО "Росгосстрах", где в то время Евгений Викторович работал директором по рекламе и главным редактором еженедельной корпоративной газеты "Госстрах" с общим тиражом более 30000 экземпляров. Евгений Викторович каким-то образом с этой сложнейшей еженедельной задачей успешно справлялся, шлифуя свои журналистские навыки, приобретая бесценный опыт редакционно-издательской работы.
В то время у меня были подобраны стихи для своей первой книги и было огромное желание показать несколько стихотворений главному редактору газеты. Я предложил Евгению Викторовичу прочитать несколько моих стихотворений. Он пообещал объективно оценить мои первые литературные пробы пера. Через какое-то время он сам ко мне подошел и сказал: "Старик, я буду печатать твои стихи. В них что-то есть!". Так мои стихи впервые в жизни были представлены на литературной странице известной российской корпоративной газеты "Госстрах" и разошлись большим тиражом по всей стране.
Чуть позже Евгений Викторович решил создать собственную издательскую компанию и предложил издать в ней мою первую книгу стихов. Несмотря на то, что книга издана в мягкой обложке, она была оформлена добротно и качественно.
Евгений Викторович на издании только одной этой книги останавливаться не стал. Он приобрел новую полиграфическую технику, которую разместил в своей небольшой московской квартире. Так появилась удивительная типография, на которой печатались произведения молодых российских литераторов, работающих в различных литературных жанрах и творческих направлениях. Он сам работал на печатных станках, приобретая новый для себя опыт в полиграфии.
Время шло. Жизнь стремительно менялась, отражаясь в отблеске новых революционных преобразований и сложных драматических событий. Порой она приобретала непривычные чувственные цветовые оттенки и причудливые немыслимые очертания, приглашая нас в свой холодный и непредсказуемый мир. В наших сердцах и душах жила и крепла надежда на лучшее будущее. Евгений Викторович прекрасно понимал общественно-политическую значимость своей подвижнической издательской деятельности. Вначале денег хватало только на хлеб, затем Степанов стал настоящим медиа-магнатом. Увеличивалось количество издаваемых литературных журналов ("Футурум АРТ", "Дети Ра", "Зинзивер"). Печатались новые книги интересных авторов, издавались новые газеты. Менялись юридические адреса и названия фирмы, но не иссякал "ручеек" молодых литераторов, желающих заявить о себе в полный голос, пытающихся заглянуть в творческое зазеркалье и увидеть (услышать) в нем удивительное отражение собственной души (собственных душевных переживаний). Все это придавало Евгению Викторовичу новые силы и уверенность в правоте начатого дела.
Как истинный литератор он одновременно занимался и литературной научно-исследовательской работой. Однажды его внимание привлекли разбросанные по подразделениям компании плакаты Росгосстраха. Они пылились в различных отделах и управлениях. Работники компании их часто использовали как оберточную бумагу в личных целях, а также применяли их вместо скатертей на праздничных столах в особые корпоративные дни. Одним словом, эти плакаты постепенно выбрасывали на мусорную свалку, как ненужный отживший бумажный хлам. Компания несколько раз переезжала и меняла свой юридический адрес. Необычные старые плакаты всем мешали. Они были бесхозным, ненужным и отработанным историческим материалом. Об этих плакатах никто никогда бы и не вспомнил, если бы у Евгения Викторовича не возникла простая, на первый взгляд, идея: собрать все эти плакаты воедино, при этом проанализировать и систематизировать собранный материал по годам. Плакаты Госстраха — история страхования в СССР, история старейшей страховой компании России в необычной графической форме. Это мог сделать только настоящий поэт с особым взглядом и видением на происходящие процессы в компании и в обществе. Руководство ОАО "Росгосстрах" его поддержало в этом начинании, выделив денежные средства на подготовку и издание уникальной в своем роде книги "Плакаты Госстраха как социокультурное явление", которая вышла в 2003 году.
На этом Евгений Викторович не остановился. Он решил продолжить свою научно-исследовательскую работу в области социальной рекламы и стал собирать карманные календари. Это было сделать проще, так как у многих работников карманные календари были на рабочих местах. Работа способствовала появлению очередной уникальной книги "Карманные календари Госстраха" — она вышла в 2004 году.
Результаты длительной исследовательской работы обобщены в монографии "Социальная реклама в России: генезис, жанры, эволюция" — 2005 год. За эту работу Евгению Викторовичу Степанову диссертационным советом МГУ имени Ломоносова была присуждена ученая степень — кандидата филологических наук (2007).
В настоящее время Евгений Степанов работает над докторской диссертацией, посвященной современной поэзии.

Какие личные и профессиональные качества привлекают меня в поэте, писателе, журналисте, издателе Евгении Викторовиче Степанове?
  1. Обязательность. Верность своему слову.

  2. Умение дружить и искренне радоваться удачам и успехам других литераторов.

  3. Высокий профессионализм и тонкая творческая интуиция.

  4. Терпимость. Умение общаться с разными людьми. Настойчивость в достижении поставленных высоких целей и задач.

  5. Простота изложения литературного текста. Искренность. Постоянный поиск новых форм в литературном творческом процессе.

  6. Отсутствие пафоса (самоирония).

  7. Богатый опыт в литературной, полиграфической и издательской работе.

Поздравляю Евгения Викторовича с юбилеем!

Желаю крепкого здоровья, счастья, благополучия, новых творческих успехов и удач. Пусть Ваши близкие радуют Вас своими победами! Пусть круг друзей и коллег, объединенных Вами, становится шире!

Евгений Степанов:
— Спасибо, дорогой Юрий Николаевич! Ваши слова мне очень дороги. И о "Росгосстрахе" я не забываю.

Татьяна Тихонова:
— Слово имеет поэт, переводчик Всеволод Кузнецов.

Всеволод Кузнецов:
— С Евгением Викторовичем Степановым я познакомился более двадцати лет назад. Он тогда активно печатал переводы с болгарского языка в журнале "Дружба", где я работал.
И вот не так давно я прочитал в его Дневнике теплые слова в свой адрес. Мол, Сева Кузнецов поддерживал молодых поэтов — давал подстрочники. Это дорогого стоит. Не забыл, помнит. Мне кажется, Женя, вообще, ничего не забывает. Есть у него такая черта. Спасибо тебе, Женя.

Евгений Степанов:
— Это тебе, мой драгоценный старший товарищ Сева, спасибо. Ты очень мне тогда, в конце восьмидесятых, помог. Тогда каждая копейка была на счету…

Татьяна Тихонова:
— Друзья, спасибо вам, что пришли. Теперь я думаю, мы еще раз предоставим слово Евгению Степанову.

Евгений Степанов:
— Друзья, спасибо огромное! Вы меня, конечно, перехвалили. Я не поэт. Я — чернорабочий русской поэзии, издатель. И моя задача сохранить то, что сейчас написано современными поэтами. Я благодарен вам за то, что вы пришли на мой вечер, я благодарен своим родителям — лучшим людям в мире, благодарен судьбе за все.
А сейчас приглашаю всех присутствующих на банкет.
Еще раз — спасибо!

Соб. инф.