РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 
2012-10-01
 

 
Гражданин страны Поэзии

Поводов встретиться с поэтом Виталием МОЛЧАНОВЫМ более чем достаточно. В понедельник 24 сентября ему исполнилось 45 лет. Эту дату он ознаменовал выходом новой книги стихов «В конверте неба» и специальным призом на Всемирном поэтическом конкурсе «Эмигрантская лира-2012». Его сборник, в который вошли стихи разных лет, был назван столичной газетой «Поэтоград» одной из лучших книг недели, заняв почетное место в рубрике «Пьедестал».


— Виталий Митрофанович, насчет книги вопросов нет. А вот про «Эмигрантскую лиру» хотелось бы уточнить: вы же вроде оренбуржец, о какой эмиграции идет речь?

Виталий Молчанов в Льеже на Всемирном поэтическом конкурсе «Эмигрантская лира»
— Да не совсем оренбуржец я. Родился в Баку. Учился в Азербайджанском институте нефти и химии. После бакинских событий 1990 года переехал в Москву. Продолжил учебу в Институте нефти и газа имени Губкина, который впоследствии стал именоваться академией. Потом попал в Оренбург, где живу уже больше двадцати лет. Приз в «Эмигрантской лире» получил за стихи из подборки «Виноградная память» о родной земле, каковой для меня была Бакинская земля:

Мы земляки чужой родной земли —
Бакинской — поздно выросшие дети,
Пьем из армудов память, а не чай.
Хоть век сиди, хоть два башкой качай,
Большой страны нет больше на планете.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом литературном поединке.
— Конкурс, вернее финал, проходил в рамках Четвертого Всемирного поэтического фестиваля «Эмигрантская лира — 2012». Один день мы провели в Париже, шесть — в бельгийском городе Льеже. Смотрели достопримечательности, слушали товарищей по литературному цеху. Очень интересный собрался народ. Ну, например, Андрей Грицман, главный редактор «Интерпоэзии» — есть такой журнал в Нью-Йорке, Даниил Чкония, главный редактор журнала «Зарубежные записки», который издается в Германии с начала прошлого века. Дон Аминадо, Куприн, Бунин были авторами этого журнала. Даниил Чкония подошел ко мне после моего выступления и дал один очень полезный совет из области стихосложения. Он мне подарил свою книгу, я ему свою. Послушав мою финальную подборку в Льеже, литераторы Туманного Альбиона пригласили меня приехать в Лондон и выступить с творческим вечером, провести мастер-класс. У них есть клуб любителей русской словесности в книжном магазине. Может, весной и выберусь. Приглашений очень много, денег не очень. Вот «Эмигрантская лира» опять зовет в феврале в Иерусалим.
— Что вас поразило на этом фестивале более всего?
— Люди живут по 20-25 лет за границей, но продолжают мыслить и сочинять на русском языке. И для того, чтобы встретиться с себе подобными, вы не поверите, приезжали из Америки, Канады, Израиля, Австралии. Я уж молчу про Европу. Спасибо министерству культуры Оренбургской области и лично Виктору Александровичу Шорикову за предоставленную возможность показать лицом оренбургскую литературу.
— Но и вам спасибо за то, что вы лицом в грязь не ударили. А вы давно пишете стихи?
— С детства. Года в три начал рифмовать слова. А в четыре сочинил такие наивные строчки:

Осень наступила, листья пожелтели,
Во дворе уныло воробьи запели.

Писал много. С появлением Интернета понял, что у меня есть читатель. Дальше — больше. Стал участвовать в конкурсах и заметил, что у меня там получается побеждать. География довольно широкая — Украина, США, Израиль, Германия. За спиной победа в нескольких международных конкурсах.
— На днях вы вернулись из Коктебеля с Международного литературного фестиваля имени Максимилиана Волошина. Что это за мероприятие?
— Это крупнейший в мире международный литературный фестиваль. В этом году он проводился в десятый раз. В нем принимало участие 400 человек более чем из ста стран. Я выступал от журнала «Дети Ра», от Союза российских писателей. Но самое важное для меня то, что впервые в истории фестиваля мы с Вячеславом Моисеевым провели вечер оренбургской поэзии.
— Как принимало мировое поэтическое сообщество творчество наших земляков?
— Очень хорошо. Я два раза услышал крик «браво!».
— Вам можно позавидовать: вы так много ездите, видите мир, знакомитесь с интересными людьми. Творческому человеку это необходимо.
— Я действительно много езжу. За последние полгода побывал в Москве — там у меня был авторский вечер на Таганке, в арт-салоне «Фелисион». Потом съездил в Европу на фестиваль «Эмигрантская лира». Через четыре дня после возвращения отправился в Коктебель. В декабре собираюсь в Челябинск на фестиваль межрегиональных литобъединений «Глубина».
— Скажите, много в наше время поэтов?
— Поэзией занимаются многие. Могу сказать, что Россия сейчас — сверхдержава в поэзии. Благодаря русскому языку — его многообразию, сложности, интересности. Это единственное, где мы всех опережаем. Ну, может, еще в балете. И с переменным успехом в хоккее. Но в поэзии нам равных нет. Это правда. Любой другой язык не настолько богат и насыщен, как русский. Сейчас в Западной Европе и Америке в чести более авангардные направления в поэзии. Классика — на втором плане. Там уже сказали практически все. А мы из-за богатства русского языка не сказали еще и трех, ну, может, четырех процентов. Но очень большое количество людей, об этом говорили и на Волошинском фестивале, пишет средне — на три с плюсом. Иногда на четыре. Средний уровень замечательный — все грамотно, ровно, гладко. Но в поэзии нужны высоты. С высотами тяжелей.
— Какая она сейчас, современная поэзия?
— Более сложная, более насыщенная информативно, как и нынешняя жизнь.
— А реалии современной жизни сильно внедряются в поэтическую ткань?
— Внедряются. Ведь поэзия — отражение жизни. Даже когда мы создаем свои миры и уходим в них, мы все равно не можем оставить то, что у нас перед глазами, мы все равно об этом думаем. Но в целом с литературой у нас все в порядке.
— Вот уже два года, как вы очень деятельно и энергично возглавляете Оренбургское региональное отделение Союза российских писателей. Кроме того, являетесь членом Союза писателей XXI века, членом координационного совета Ассоциации писателей Урала. Не отвлекает ли общественная деятельность от поэзии?
— Когда я хочу писать, меня никто и ничто отвлечь не может.
— Что нужно для того, чтобы вы взялись за перо?
— Нужна тема.
— Какие темы вас волнуют?
— Любовь, жизнь. Я люблю делать стихи-спектакли, стихи-истории. Люблю метафоры, неожиданные рифмы, неожиданные сюжеты.
— А что вы читаете?
— Есть такой портал «Журнальный зал». Туда входят более двух десятков толстых журналов со всего мира, издающихся на русском языке. Все новинки «Журнального зала» я читаю. Держу руку плотно на литературном пульсе. Есть «Читальный зал», где недавно появился наш оренбургский альманах «Башня».
— А из классиков?
— Я очень много читал с ранних лет. Когда у меня есть желание перечитать того же Гумилева, того же Есенина, того же Маяковского, я их перечитываю. Только не спрашивайте о любимых поэтах. Сколько раз мне задавали этот вопрос, столько раз я не мог на него ответить. У каждого поэта есть что-то, что мне близко. А есть что-то, что чуждо. Я люблю определенные вещи определенных поэтов. У Есенина мне нравятся «Черный человек» и «Анна Снегина». У Маяковского — «Облако в штанах». А современных люблю, потому что мне интересен процесс, который происходит сейчас. Я живу в это время, и мне оно интересно.
— У Александра Блока есть такие строчки: «Там жили поэты, — и каждый встречал другого надменной улыбкой». А Дмитрий Кедрин высказался еще более определенно: «У поэтов есть такой обычай — в круг сойдясь, оплевывать друг друга». Я смотрю на писательский союз, который вы возглавляете, у вас там очень дружеская атмосфера, больше того — стихи друг другу посвящаете...
— У нас хорошая атмосфера в Союзе российских писателей — творческая. Нам делить, как говорится, кроме 33-х букв русского алфавита, абсолютно нечего. Да и потом у нас цели объединяющие. Все мероприятия — «Стихоборье», например, или вечера национальных литератур Оренбуржья направлены на то, чтобы повысить наш культурный уровень. Есть еще одна идея, которую постараемся хотя бы частично претворить еще в этом году, — «Провинция в провинции». Хотим найти талантливых людей в глубинке области, помочь им, поработать с ними. Это будет интересно.
— Вы за все беретесь с интересом. А прозу писать не пробовали?
— Нет, стихов хватает.
— Ну и правильно, потому что вы, как сказал известный литературный деятель Евгений Степанов, — коренной житель страны Поэзии. В каком направлении думаете двигаться, преодолев 45-летний рубеж?
— Что тут думать? Писать надо!



Наталия Веркашанцева,
«Оренбургская неделя»

ДОСЬЕ «ОН»

Виталий Митрофанович Молчанов родился 24 сентября 1967 года. Автор книг «Я не умею на бумаге врать», «В конверте неба», обладатель звания «Стильное перо» по результатам конкурса фестиваля «Русский стиль» (Германия), лауреат премии журнала «Дети Ра», Международного фестиваля литературы и искусства «Славянские традиции», конкурса журнала «Лексикон» (США), победитель IV Международного поэтического конкурса имени С.И. Петрова, литературного конкурса фестиваля «Гоголь-фэнтези» (Украина), дипломант V Международного конкурса памяти Владимира Добина (Израиль) и многих других. С 2010 года — председатель Оренбургского регионального отделения Союза российских писателей.