Вернуться на предыдущую страницу 

О нас пишут

   

 

"Футурум АРТ". О нас пишут

Независимый литературный журнал "Решето", № от 25 октября 2005 г.

Cайт www.litsovet.ru

Cайт www.iliteratura.cz

Газета "Взгляд", 14 октября 2005 г.

Журнал "Новый мир", № 9, 2005 г.

Журнал "Новый мир", № 7, 2005 г.

Радиопрограмма ССИ «АЗиЯ-плюс»: СТУПЕНЬ К РАДОСТИ № 42, 4 мая 2005 г.

Журнал "Питерbook", № 3, 2005 г.

Газета "Русский курьер", № 475, 16 февраля 2005 г.

Журнал "Новый мир", № 2, 2005 г.

Cайт http://lib.userline.ru/samizdat

Проект Алексея Верницкого "Две строки шесть слогов", ноябрь 2004 г..

Журнал "Топос", 22 ноября 2004 г.

Сайт "Сетевая словесность", 10 ноября 2004 г.

Журнал "Знамя", № 11, 2004 г.

Журнал "Новый мир", № 11, 2004 г.

Журнал "Новый мир", № 9, 2005 г.

Газета "Аиф-Чувашия", № 41 (1250), октябрь 2004 г..

Газета "Советская Чувашия", 12 октября 2004 г..

Газета "Советская Чувашия", 9 октября 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", № 38 (288), 7 октября 2004 г..

Сборник "Поэтика исканий, или поиск поэтики" (Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Москва 2004 г.) .

Сайт "vestnik.rsuh.ru", октябрь 2004 г..

Журнал "Новый мир", № 10, 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", 30 сентября 2004 г.

Гостевая книга сайта "Город Гротеска ", 10 сентября 2004 г.

Газета "Самарский университет", № 6, 6 сентября 2004 г.

Журнал "Новый мир", № 9, 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", 19 августа 2004 г.

Сайт "Сетевая словесность".

Газета "Земское обозрение", № 32, 18 августа 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", 29 июля 2004 г..

Сайт "Литературной газеты", 27 июля 2004 г..

Журнал Клуба литературного перформанса и салона "Премьера" "Май", июль 2004 г..

Сайт "Dialog", 12 июля 2004 г..

Сайт "Глобализация и культура", 8 июля 2004 г..

Журнал "Новый мир", № 8, 2004 г..

Журнал "Территория" (Саратов), № 13 (97), 2004 г. .

Газета "Земское обозрение", № 21, 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", № 23 (273), 24 июня 2004 г..

Газета "Новая Тамбовщина", 23 июня 2004 г..

Издательская система "Литсовет", 21 июня 2004 г..

"Новости московской литературной тусовки", 20 июня 2004 г..

Газета "Новости" (Тамбов), 16 июня 2004 г..

Газета "Русский курьер", 2 июня 2004 г.

Журнал "Ваш досуг", май 2004 г.

Журнал "Питерbook Плюс", № 6, 2004 г.

Суховей из Петербурга's Journal, май 2004 г.

Санкт-Петербургский литературный гид, май 2004 г.

KAZAKHSTAN DEVELOPMENT GATEWAY, 24 апреля 2004 г..

Независимый альманах "Лебедь", 19 апреля 2004 г.

"Новости московской литературной тусовки", 16 апреля 2004 г..

Dmitry Kuzmin's Journal, 5 апреля 2004 г.

Сайт "Чебоксары.Ру", апрель 2004 г..

Сайт "Культурная столица Поволжья", апрель 2004 г..

Газета "Земское обозрение", № 8, 2004 г. .

Проект Алексея Верницкого "Две строки шесть слогов", март 2004 г..

Газета "Богатей", № 8 (238), 4 марта 2004 г..

Сайт Стихи.Ру, март 2004 г..

Агентство региональных новостей regions.ru, 26 февраля 2004 г. .

Санкт-Петербургский литературный гид, февраль 2004 г.

http://www.livejournal.com/users/aruta.

Журнал "Черновик", № 18, 2003 г. .

Сайт издательского центра РГГУ.

Сайт Стихи.ru, октябрь 2003 г.

Журнал "Питерbook Плюс", № 11 (81), 2003 г. .

Газета "Новая Сибирь", № 15 (550), 11 апреля 2003 г..

Газета "Тамбовская жизнь", 22 февраля 2003 г..

Журнал "Новый мир", № 2, 2003 г.

Журнал "Петербургский книжный вестник", № 6 (25), 2002 г. .

Газета "Смена", 21 октября 2002 г..

Газета "Москва-центр", № 20 (34), октябрь 2002 г..

Журнал "Соты", № 7, 2002 г. .

Интернет-страница Отдела стилистики и языка художественной литературы Института русского языка им. В.В. Виноградова (февраль 2002).

Журнал "Черновик", № 17, 2002 г.

Газета "Русская мысль", № 4395, 2002 г. .

Журнал "Знамя", № 1, 2002 г.

Журнал "Новый мир", № 1, 2002 г.

Газета "Алфавит", № 41, 2001 г.

Сайт "Поэзия авангарда".

Газета "Тамбовская жизнь", 13 октября 2001 г.

Газета "Московская правда", 31 августа 2001 г..

Газета "Новые известия", № 142 (911), 14 августа 2001 г..

Газета "Тамбовская жизнь", 13 марта 2001 г..

Газета "Книжное обозрение", 12 марта 2001 г..

Газета "Алфавит", № 22, 2001.

Газета "Тамбовская жизнь", 26 апреля 2000 г..

Газета "Ex libris НГ", 16 марта 2000 г.

Газета "Ex libris НГ", 16 марта 2000 г.

Журнал "Новый мир", № 9, 2005 г.

Газета "Тамбовская жизнь",
№ от 13 марта 2001 г.

 

ФУТУРУМ ТАМБОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
геополитика и психофизика

Неоднократно отмечалось: тамбовская литература "распростирает свои руки" достаточно далеко. Достаточно сказать, что один из известных тамбовских поэтов Сергей БИРЮКОВ сейчас живет и работает в Германии, где не только читает немецким студентам курс по литературе русского авангарда, но и всячески старается расширить ареал существования как авангардной литературы в целом, так и ее тамбовской составляющей. Расширение это происходит на количественном и на качественном уровнях. Делать такое заявление позволяет совпавший с очередным приездом Сергея Бирюкова на историческую родину, в Тамбов, выход в свет первого номера нового журнала "Футурум АРТ".
С разговора об этом новом издании и началась наша беседа с Сергеем Евгеньевичем.

Презентация, или представление, журнала "Футурум АРТ" состоялось в пятницу второго марта. Идея издания журнала появилась еще год назад, во время одного из моих приездов в Россию, Он был задуман как журнал литературы и искусства, как издание, отражающее поиски, новые грани, которые существуют или еще только будут существовать в искусстве двадцать первого века. Время начала издания нашего журнала, перелом веков, это время обострения всяческих поисков в области духовной жизни и культурной практики, и они должны найти свое отражение.
Идея журнала родилась в недрах Академии Зауми, поэтому естественно, что редактор его
Евгений Степанов, мой ученик по студии "Слово", предшествовавшей Академии Зауми. Евгений Степанов выпускник иняза нашего пединститута, москвич, приехавший, как ни странно, учиться из Москвы в Тамбов. В студию он пришел в начале восьмидесятых годов, был одним из самых интересных и подающих надежды ее участников. После окончания института работал в школе, затем уехал в Москву, стал журналистом, работал в газетах "Семья", "Собеседник", журнале "Мы", где прошел хорошую журналистскую школу; был довольно близким другом Артема Боровика.
Среди авторов журнала, разумеется, много членов Академии Зауми: это Сергей Левин, покойный Роман Минаев, Александр Федулов, Елена Часовских, Елена Владимирова, Екатерина Лебедева, Геннадий Минаев, Алексей Шепелёв, Александр Фролов, Евгений Степанов и я. Но это не просто тамбовский журнал, там опубликованы произведения авторов из Москвы, Германии, Америки. Достаточно сказать, что среди них Константин Кедров, поэт, филолог, культуролог. Если говорить о жанрах, представленных в журнале, то это поэзия, проза и изобразительное искусство.
Как будет распространяться журнал?
Мы рассчитываем его продавать, хотя, конечно, хотелось бы раздавать бесплатно. Но этого мы себе позволить не можем, журнал слишком дорог: он хорошо издан, на мелованной бумаге, дизайн разработан специально. Предположительная стоимость одного номера тридцать рублей. По-моему, это не слишком дорого, поскольку главное достоинство журнала "Футурум АРТ" это то большое количество имен молодых тамбовских авторов, которое он выносит к читателю.
Что же получается: журнал издается только для того, чтобы представить читателю молодых тамбовских авторов?
Очень важно представить наших авторов единым блоком. Помимо членства в Академии Зауми, авторов журнала объединяет и то, что многие из них добились значительных успехов в литературе, о чем мало известно в их родном городе. Например, у Геннадия Минаева вышла книжка в Москве. Алексей Шепелев вошел в число первых девяноста человек из более чем тридцати тысяч участников конкурса "Дебют" это большая победа.
Было бы неверно рассматривать журнал "Футурум АРТ" как региональное тамбовское издание. Вообще, издается он в Москве. О широком круге его авторов я уже сказал; следует добавить, что уже состоялась презентация журнала в Москве: это происходило в Центре современного искусства имени Зверева. Кстати, Зверев
почти наш земляк, его отец родом из Тамбовской области.
Сергей Евгеньевич, мы говорим о литературе, уточним о тамбовской литературе, но при этой фактически предметом беседы является Академия Зауми и авторы, пишущие в рамках ее концепции. Но ведь в Тамбове работает масса других литературных объединений, других писателей...
Да, в Тамбове есть писатели и поэты старшего поколения, работающие в избранном ими направлении, у них есть свои читатели. Было бы странно говорить о тамбовской литературе и не упоминать имен, например, Анатолия Остроухова, Аркадия Макарова, Евстахия Начаса.
Литературные же объединения я бы рассматривал скорее как вид досуга, полезное занятие, препятствующее, в известном смысле, занятиям бесполезным. Помимо прочего, студийное творчество
это еще и попытка самовыражения, а степень оригинальности и самобытности произведений в данном случае зависит не от объединения, куда входит тот или иной автор, а от дарования. Если это дарование настоящее и сильное, то практически ничто не может помешать ему развиться.
Говоря об объединениях, не могу не вспомнить о нашей студии "Слово". Эта студия была особой формой жизни в искусстве. Прежде всего, студия "Слово" не была нацелена на то, чтобы все ее участники стали литераторами. Мы много выступали с чужими стихами, шлифовали не только мастерство, но и литературный вкус вообще. Мне кажется, что именно этого
выработки и шлифовки литературного вкуса следует в первую очередь ждать от любого литературного объединения.
Может быть, я ошибаюсь, но разговор о тамбовской литературе прежде всего подразумевает разговор о тамбовской поэзии. В самом ли деле поэзия у нас значительно сильнее и интереснее прозы?
Боюсь показаться пристрастным или, наоборот, буду пристрастным, но поэтическое начало в тамбовской литературе сильнее прозаического. Из Тамбова вышло много интересных поэтов: Евгений Харламов, Марина Кудимова, недавно ставшая лауреатом "Нового мира" в области поэзии. Молодое поколение тамбовской литературы также интересно прежде всего своими поэтами, многих из которых я уже назвал. Правда, нельзя говорить, что прозы в Тамбове совсем нет очень интересны, на мой взгляд, такие авторы, как Мальков, Федулов, Шепелев; все они печатаются и за пределами области.
Есть еще один тамбовский писатель, начинавший, кстати, как поэт, о котором стоит говорить отдельно - это Вадим Степанов. Он создает совершенно особенную прозу, на грани философии и литературы. Настоящий эрудит, очень интересно мыслящий, этот человек сыграл огромную роль в становлении студии "Слово" и Академии Зауми. Его вещи печатались в русско-американском альманахе "Черновик", в Тамбове
в журнале "Кредо", у Акулинина в "Рассказ-газете", но широкому тамбовскому читателю этот автор остается неизвестным, и это при том, что его нельзя назвать ни молодым, ни начинающим (ему уже шестьдесят лет).
Вадим Степанов, помимо того, что является членом Академии Зауми, входит в Союз российских писателей... Особенность этого человека в том, что сам он не способен прилагать какие-либо усилия к рекламе и пропаганде собственного творчества.
Я бы сказал, что сейчас в гораздо большей степени, чем когда-либо раньше, успех автора зависит от его способности "подавать себя". Экстраверт, способный "пробивать" свои произведения, становится известным, его печатают, несмотря на то, что его таланты могут быть несоизмеримы с талантом, например, Вадима Степанова.
Значит ли это, что печатаемые авторы менее талантливы, чем те, кто с трудом находит путь к своему читателю?
Есть авторы, которых все знают, они сами прилагают к этому немалые усилия, к тому же чаще всего считается, что их творчество наиболее доступно и понятно читателю и именно вокруг их имен происходит какое-то движение. Но есть авторы, существующие где-то за пределами этого пространства. Они не стремятся опубликоваться во что бы то ни стало, рассуждая примерно так: "Где-то напечатали и ладно". Но как раз такие авторы, как Мальков, Федулов, Вадим Степанов, способны, мне кажется, заставить говорить о тамбовской литературе за пределами области чтобы о Тамбове знали и представляли его не только по песне "Мальчик хочет в Тамбов". В Тамбове в самом деле существует литература российского масштаба и авторы, которые могут представлять область как самостоятельную литературную единицу.
В связи с этим я формулирую свою собственную задачу, задачу тех фестивалей, конференций, которые организую; эта задача
дать таким людям возможность выйти из провинциальной замкнутости.
Мы так много говорим о тамбовской литературе, что хочется спросить, нет ли в Тамбовской области каких-то геополитических, прошу прощения за умное слово, особенностей, благодаря которым становится возможным столь бурное развитие литературы?
Я уверен, что Тамбовская область обладает энергетикой, которая дает творческий импульс. Может быть, и даже наверняка, он улавливается творческими, поэтическими в широком смысле, натурами. Надо сказать, что лучшая проза Тамбова - поэтична. Хотя это вовсе не значит, будто она слащава; есть очень жесткие вещи, которые тем не менее отмечены поэтическим восприятием действительности: это произведения Михаила Гавина, Алексея Шепелева.
Мне думается, что особая энергетика Тамбовской области, о которой вы сказали, в определенной мере обусловлена, прошу прощения за еще одно умное слово, этнопсихологическими особенностями края: не секрет, что тамбовская земля долгое время существовала на стыке культур...
Безусловно, смешение культур характерно и для культуры России, и для культуры нашего края. Россия в целом и Тамбовская область как пример этого была своего рода плавильным котлом, где смешивались, переплавлялись многие народности с присущими им культурными установками, и это нельзя сбрасывать со счетов. Если человек ощущает эту особенность своего края, он может попытаться проникнуть в суть явления путем чистого познания: есть источники, свидетельствующие, скажем, о том, что тамбовские земли были населены самыми разными народностями, принадлежавшими к разным языковым группам. Но кроме этого объективного знания должно присутствовать и ощущение глубинной связи со всеми своими "предками", и эта связь не дает возможности работать усредненным стихотворным стилем. Знание фольклора, а фольклор Тамбовской области включает в себя элементы славянской, татарской, финно-угорской культур, позволяет воспринимать действительность не только горизонтально, но и вертикально, существовать не только в пространстве, но и во времени.
...В советское время было принято ориентироваться на усредненную литературу девятнадцатого века, в которой не принималось и отбрасывалось очень многое, знание литературы восемнадцатого, тем более семнадцатого века, было недостаточным, а так называемую современную литературу, литературу двадцатого века, знали совсем плохо. Только сейчас, на переломе веков, начал проявляться интерес к литературе двадцатого века во всем ее многообразии: начинает издаваться Хлебников
в Петербурге вышло трехтомное собрание его сочинений, впервые после 1925 года издан однотомник Крученых об этом поэте ранее говорили только в уничижительном смысле.
Я говорил о временных связях литературы, но местожительство тоже что-то определяет. Главное
нельзя зацикливаться на нем, писать только о своем городе. Место жительства важно в том смысле, какие токи, импульсы получает автор именно здесь, но источник этих импульсов может лежать очень далеко. Можно жить "здесь", но не должно теряться ощущение страны, всего большого мира, при том, что Россия сама целый мир. Понимаю, это сложно, но желательно.
Я имею право так говорить, потому что сам тридцать лет прожил именно в Тамбове, хотя и небезвыездно. Я старался ездить как можно больше, потому что в провинции все-таки много теряешь, по сравнению со столицей, в отношении причастности к информационным потокам. Да и экономические возможности в столице несравнимо больше, нежели в провинции. Думаю, что произошедшее около пятнадцати лет назад снятие идеологических запретов должно давать и дает большие возможности литераторам для выхода в мир.
И все-таки сейчас главная проблема, которую вынужден решать пробивающийся к миру литератор, это проблема финансирования.
Безусловно. И одна из основных проблем тамбовской литературы - это именно проблема финансирования и проблема компетентности: надо поддерживать авторов, которые вносят вклад в культурную жизнь области и страны. Этих новых авторов надо уметь видеть и, увидев, помогать им.
Мне хочется поблагодарить мэрию Тамбова за помощь, которую она оказывает новой литературе: с ее помощью была издана посмертная книга стихов Романа Минаева, сейчас решается вопрос об оказании содействия в издании Библиотеки Академии Зауми. Надеюсь, вопрос будет решен, как говорится, положительно: издание Библиотеки можно сделать настоящей культурной акцией. Пока же в качестве мецената это издание поддерживает только архитектор Сергей Чибисов, занимающийся оформлением серии.
Мы говорили о тамбовской литературе, пытались рассмотреть ее многосторонне, обсуждали проблемы... Можно ли в завершение беседы подвести некий итог?
Энтузиазм у тамбовских литераторов есть, и он будет существовать столько, сколько будет существовать сама литература. Но все-таки, мне кажется, стоит, хотя бы иногда, этот энтузиазм поддерживать.

Вопросы задавала Ольга САМОЙЛОВА