Памяти
Михаила Файнермана
Юрий МИЛОРАВА
ЧУВСТВО ВИНЫ И
ПОТЕРИ
Горькое
тяжелое чувство вины и потери — ушел из жизни Михаил Файнерман.
Она была редкой, она была уроком, такая жизнь — в бедах, в горькой судьбе,
отданная поэзии, и всегда только окончательного, реального отказа, что-либо
предпринимать для литературной карьеры, как-либо самоутверждаться, выделяя
себя лично. Его, одного из лучших русских поэтов второй половины ХХ
века, не было в толстых и иных журналах, в многочисленных коллективных
сборниках и антологиях, на людных фестивалях и литературных вечерах.
В далеко не самую искреннюю эпоху в нашей литературе он писал стихи,
полные боли, доверяя читателю стилистически безукоризненные истинные
нюансы, по-настоящему исповедальные. Он стремился, как он сам любил
повторять, к "прозрачности", и сквозь нее проступает утонченная
графика и сокровенность. Ему одному удалось на почве русского стиха
органично использовать традицию англосаксонского верлибра. Эти миниатюры
и поэтическая проза заставляют вспомнить о таинственной притягательности
хемингуэевских подтекстов, их загадочной лирической глубине, запрятанной
в аскетизме.
Его книга "Зяблик перелетный" могла бы быть во много раз объемней
и от этого не хуже, но он так решил.
Мы общались на протяжении двадцати лет. Я не слышал от него пустого
слова. И даже в самых бесхитростных из его стихов нет слабого места,
что совсем сегодня не типично. Наверное, потому, что он был честен по
отношению ко всем нам.
И безжалостен к себе.
Елена
Трофимова. "Зяблик перелетный…" (М. Файнерман. Зяблик перелетный:
Стихи - М.: ИЧП "Гео", 1995, 48 с.)
Михаил
Файнерман. Из неопубликованного