Вернуться на предыдущую страницу

No. 1 (36), 2013

   

Книжная полка


Анна Харитонова. «Небо в оливках».
Мадрид: Ediciones del Hebreo Errante, 2012

Первая книга совсем юного поэта, 19-летней студентки Анны Харитоновой поражает своей антиобыденностью. После того, как прочитываешь ее от начала до конца, остается странно-радостное чувство приятия этого мира, исподволь внушенное тебе автором. Вот ведь как бывает: поэт-заумник (Анна состоит в Международной Академии Зауми), а стихи светлые, жизнерадостные, веселые и музыкальные. И на ум приходит почему-то словосочетание «лирическая заумь».
Разумеется, не вся книга такая уж «беспросветно разноцветная», весенняя и проч. Не от каждого текста появляется желание прыгать, скакать, петь и плясать. Есть в этой книге стихотворения и довольно мрачные, есть и печальные. Но общее ощущение весьма позитивное. Чем это можно объяснить? Возрастом автора? Но можно ли делать скидку (поправку) на возраст, когда речь идет о поэте?.. Мне приходилось как-то публиковать стихотворения одного блестящего заумника 6-ти или 7-ми лет. — Великолепная классическая заумь! А он ведь не учился ни у Крученых, ни у Терентьева, — только у себя самого…
Пожалуй, дело тут, помимо, естественно, таланта и необыкновенной чуткости к слову, умения проникать в его стихию без какого-либо напряжения, не ставя перед собой никаких специальных задач («возьму-ка я и напишу что-нибудь такое: позаумнее, да понепонятнее, да позабористее»), еще и в удивительной смелости поэта, органичности его текстов и разнообразию формальных приемов (к которым Анна подходит, опять же, вовсе не формально), в изобилии используемых в этой книге. Есть, например, заумные стихи, которые вдруг заканчиваются вполне «обычной» строчкой. Но есть и такие, где все наоборот: «нормальная» поэтическая речь перетекает в заумную. В одном из стихотворений буквы превращаются в звуки и начинают… танцевать вальс. А вот текст совсем другого плана (он дал и название всей книжке):

В руке сердце
бьется
Небо закидано
оливками
Деревьями прорастают
звезды
Слышу как воздух
откусывается
пастью каблука
и мостовой

«Небо в оливках» оживляет сочетание стихов, которые даются стандартным шрифтом, и рукописных, присутствие которых делает книгу еще более неформальной, неформатной и даже — домашней.
В «Небе…» есть моностих, возможно, более других текстов Ани выражающий настроение автора, его отношение к слову, людям, природе, жизни:

Какое летнее небо сегодня осенью!

Думается, человек-и-поэт, который так видит мир — счастливый человекопоэт.

Аристарх КАРАУЛОВ