А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я #    библиография



Вернуться на предыдущую страницу

   Антология

   
УРОК ВТОРОЙ, ОДНОСТИШНЫЙ



Сергей Бирюков (01.12.03)

Как говорилось в предисловии к первому уроку, появившемуся на "Топосе", поэтический мастеркласс строится на материале моей книги "Року укор", вышедшей в издательстве Российского государственного гуманитарного университета (подробнее о книге см. в нашей беседе с В. Перельманом тоже на "Топосе").

А на сей раз речь пойдет об одностроке, одностишии или моностихе, форме, которая в последнее десятилетие получает все большее распространение. Тем более небезынтересно посмотреть на движение русского однострока в относительно хронологической последовательности.

Статья "Моностих" в "Поэтическом словаре" А. Квятковского заканчивается так: "Моностих как жанровая форма стиха не привился в русской поэзии" [1: 165], далее следует отсылка к статье "Страдания" ("Ритмологически же каждое страдание является моностихом, занимающим тактометрический период"). Один из примеров:

Была девка — все любили, Стала баба — все забыли. [1:288]
И в самом деле, обычно в разряд моностихов попадают строки, сохраняющие определенный размер и ритм. Но этого еще недостаточно и для того, чтобы назвать многострочное сочинение, обладающее внешними признаками стихотворения, стихами. Очевидно, что стихотворение (однострочное или многострочное) это прежде всего концентрация — мыслительная, эмоциональная, интонационная. Разумеется, здесь может быть учтен и момент парадоксальности.

В последнее время для обозначения стихов этого типа (в связи, прежде всего, с развитием верлибра) используется термин "удетерон" — "ни то, ни другое", т. е. ни стих, ни проза. Этот термин ввел в употребление поэт и теоретик верлибра Владимир Бурич [2], а литературовед Сергей Кормилов сделал существенное уточнение, определив удетерон как "и то, и другое", т. е. и стих, и проза [З]. Но еще раньше один из крупнейших исследователей русского авангарда Владимир Марков в "Трактате об одностроке" замечал, что "в книжке стихов-одностроков строка, не подходящая ни под один из известных размеров или типов, будет ощущаться как однострочный верлибр" [4: 242–258].

Моностих в России, конечно, существовал и до его явного обозначения В. Брюсовым, но не был акцентирован как самостоятельная стиховая форма. Пословицы и поговорки, эпитафии, различные девизы и т. д. — и все это было в России, как и в других странах. Появление авторизованных эпитафий, принадлежащих перу Карамзина, Державина, Хемницера, тоже не вызвало осознания моностиха как формы поэтической. И нужен был Брюсов, с его аналитическим умом, чтобы моностих сделался явлением поэзии. Нужно было и время обостренного интереса к литературе, чтобы одинокая строка произвела столь шумное впечатление. Стоит сказать и о том, что Брюсов написал несколько моностихов, но, видимо, не счел их пригодными для печати. Они и в самом деле не очень удачны, особенно в сравнении с "О, закрой свои бледные ноги". Небезынтересно привести здесь строки из воспоминаний Вадима Шершеневича "Великолепный очевидец": "Когда я однажды спросил у Брюсова о смысле этих стихов, он мне рассказал (возможно, это была очередная мистификация, которые очень любил Брюсов), что, прочитав в одном романе восклицание Иуды, увидевшего "бледные ноги" распятого Христа, захотел воплотить этот крик предателя в одну строку, впрочем, в другой раз Брюсов мне сказал, что эта строка — начало поэмы об Иуде, поэмы, позже уничтоженной автором" [5:456–457]. Это разъяснение существенно меняет представление о моностихе как об однозначно прочитываемой афористике или парадоксе, хотя именно в этом направлении двинулись в основном последователи Брюсова. Правда, единственным известным автором, использующим моностих последовательно, на основе разработанной теории, я могу назвать пока только самого Владимира Маркова. Благодаря его трактату задача по выявлению истории и прогнозированию развития моностиха сильно упрощается.

В отличие от Брюсова Марков имел перед собой немало примеров одностиший, как в русской, так и в западноевропейской поэзии. Он впервые дал панораму одностроков от классической древности (греков и латинян) до разноязычных поэтов Европы XX века (как в "Антологии", так и в обзоре), зафиксировал почти все, что существовало в русской поэзии на начало 60-х годов. Он определил "четыре традиции" в написании однострока: "греко-римская эпитафия-эпиграмма", "романтический фрагмент, осложненный импрессионизмом", "однострок, развившийся из пословицы" (при этом Марков отмечает, что "именно на русской почве этого не произошло") и "пересаживание на европейскую почву ориентальных или иных экзотических форм". В последнем случае интересно замечание, что однострок русского постсимволиста С. Вермеля "получился не без влияния японской танки". Помимо этого Марков набросал массу интереснейших соображений, находя соответствия моностиху в афоризме, "среди политических лозунгов и коммерческой рекламы", среди "обломков стихов античных поэтов", среди "просто строк", т.е. метрических примеров (Ломоносов) и набросков (Пушкин). Он заглянул также за моностих, замечая, что "однострок — дорога к искусству заглавия", подчеркивая, что он же "идеальный эпиграф", находя "стыдливые одностроки" у многих поэтов, т.е. начальные строки стихотворений, которые, по его мнению, не требуют продолжений:

Чего в мой дремлющий не входит ум? Державин А море Черное шумит не умолкая Лермонтов Мерещится мне всюду драма Некрасов Русь, ты вся — поцелуй на морозе! Хлебников Я научился вам, блаженные слова Мандельштам

Говоря о возможностях однострока, Марков приходит к "однослову", к стиху из "голых рифм" и "однобукву", наконец, к "белой странице" или к "поэтическому молчанию".


В советское время одностишия писались, но лишь очень малая их часть попала в печать. Это заставило меня обратиться к "подозреваемым" авторам. Полученные одностишия (вместе с уже имеющимися) дали возможность для вывода, что в моностихе, как и в других формах поэзии, уживаются разные пути: моностих формально замкнутого, "классического" типа не мешает развитию моностиха разомкнутого, "авангардного". Такие моностихи, части "Кнеги кинга" обнаружились у поэта и исследователя авангарда Владимира Эрля. Причем один из его моностихов имеет горизонтально-вертикальное начертание, что не встречалось в русской поэзии раньше и что, безусловно, сближает поэта с дальневосточными авторами, с их вертикальным письмом, но и тут же разделяет — ибо там это норма, а здесь — нарушение нормы.


В истории русской поэзии есть и книга одностроков. Это "Смерть искусству" Василиска Гнедова, его "пятнадцать [15] поэм". Хотя книга Гнедова называлась "Смерть искусству", поэт показал практически безграничные возможности именно искусства. Гениальное белое поле "Поэмы конца" — завершение этого свода минималистских поэм — есть в то же время подлинное Начало.

Если одностроки Гнедова являли собой своего рода арсенал авангардного артистизма, то циклы одностроков Владимира Маркова, опубликованные им в 1963 году вместе с трактатом, наряду с их поэтическими достоинствами, представили как бы проекцию возможных путей развития древнего жанра. Ученый и поэт (в одном лице) вступают в творческое соперничество — и оба выигрывают. Любую антологию моностиха теперь уже невозможно представить без одностроков Владимира Маркова.

Более пяти лет назад появились книги одностроков Татьяны Михайловской и Владимира Вишневского. Т. Михайловская свои моностихи объединяет в развернутые циклы. Один из циклов называется "Улей". Одностишия живут в самом деле, как в сотах. Такие "скопления" переводят моностих в новое качество, возникает своеобразная драматургия, так, как это бывает и в книге "обычных" стихов, с той разницей, что здесь предельно сокращается расстояние от стихотворения до стихотворения — буквально — до одной строки! В. Вишневский поставил своего рода рекорд, его юмористические одностроки завоевали различные популярные издания, эстраду и телевидение.

Возможности моностиха явно не исчерпаны. К тому, что показал Марков — и своим трактатом, и своим творчеством,— можно добавить соображения о визуальности и фонетической акцентировке. Моностих может изменяться графически — волнистый, угловатый, в форме круга... Графика в свою очередь дает возможность для акцентирования ударений, особенно в заумных моностихах.

Как вертикальный моностих можно рассматривать акростишную строку-высказывание. Особая форма — моностихи-палиндромы. Принцип повторяющегося моностиха можно обнаружить в венке сонетов. А магистрал, который к тому же должен быть акростихом, является неким "прессованием" моностихов. Можно рассматривать в качестве однострока заглавие произведения Владимира Казакова "Прекрасное зачеркнутое четверостишие". Четыре зачеркнутые строки — это как бы тени строки-заголовка.

В последнее время в различных — серьезных и малосерьезных -изданиях все чаще появляются моностихи разных авторов. Среди множества удачных и полуудачных строк явно выделяется цикл Александра Очеретянского "Все эти мелочи".

Заканчивая разговор о моностихе, хочется напомнить об утверждении А. Квятковского и привести две цитаты.

В. Ф. Марков: "...Их (одностроков. — С. Б.) двухтысячелетний возраст и то, что они стоят в преддверии белой страницы,— их, так сказать, "антисиленциальность" заставляет задуматься, даже если уверен, что они не нужны "нашему времени когда"".

М. Л. Гаспаров: "...Такие "стихи" возможны только в культуре с развитой поэтической традицией" [6:16].

Нет сомнений, что такая традиция в нашей культуре существует. Русский однострок уже проявился и на международном горизонте. В 1999 году известный швецарский славист и поэт-переводчик Феликс Филипп Ингольд издал на русском и немецком антологию современно русского однострока. Продолжается однострочный поиск и в России. Сейчас передо мной лежит изящная книжка Эммануила Нирмала "Сотой песчинкой чудес. Избранные моностихи".Послесловие к книге написал Дмитрий Кузьмин, известный в том числе своими штудиями в области моностиха (см., например, "Арион", №2, 1996 г.). Но кроме того есть послесловие и самого Нирмала, которое именуется в духе китайской традиции "Мне вспоминается мой путь к моностиху". Это послесловие выдержано в духе записи самопознания, находящейся на еле уловимой грани серьезного и иронически-мистификационного. Особенно интересны в этом отношении его "рекомендации" по чтению моностихов. Например, из "первой рекомендации": "лучше всего читать по одному моностиху в день, но это высшая ступень не для всех". По стилю это напоминает Германа Лукомникова, которому, кстати, на обороте титула приносится благодарность "за содействие".

Несколько примеров из Нирмала:

рок в сапогах                     * * * тепло полов и половых отношений                     * * * словарь излишних слов

Представленные ниже примеры из разных авторов демонстрируют различные подходы к этой поэтической форме и обнаруживают, конечно, точки пересечения. Одностроки, словно параллельные из геометрии Лобачевского, пересекаются в пространстве. Можно сказать и иначе — одинокая строка — это линия горизонта, которая все время отдаляется по мере приближения к ней.


Литература



  1. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
  2. См.: Бурич В. Тексты. М., 1989.
  3. См. Кормилов С. И. Русский лапидарный "удетерон" и моностих // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1991, Т. 50, №2 и Он же : Маргинальные системы русского стихосложения. М.: МГУ, 1995.
  4. Марков В. Одностроки. Трактат об одностроке. Антология одностроков // Воздушные пути. Альманах III. Нью-Йорк, 1963. С.242 – 257. В дальнейшем все ссылки на В. Маркова по этому изданию, без указания страниц. Более доступное издание: Марков В. Ф. О свободе в поэзии. Статьи, эссе, разное. С.-Пб.: Изд-во Чернышова, 1994.
  5. Цит. по: Мой век, мои друзья и подруги. Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М., 1990.
  6. Гаспаров М. Л. Русский стих. Учебный материал по литературоведению (в двух частях). 4.1. Даугавпилс, 1989. Более доступное издание: Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890 – 1925-го годов в комментариях. М.: Высш. шк., 1993.



Николай Карамзин
                    * * * Покойся, милый прах, до радостного утра!



Гаврила Державин


На гробницу Суворова в Невском
Здесь лежит Суворов



Иван Хемницер
                    * * * Рай на лице ее, однако в сердце ад.                     * * * Была бы только мысль, а за стихом не станет.                     * * * Кто родился глупцом, от книг умен не будет.                     * * * От зла нередко зло другое происходит.                     * * * Большая хитрость в том, чтоб хитрость скрыть уметь.                     * * * Большому кораблю и плаванье большое.                     * * * Он умер, чтоб расход на кушанье сберечь.                     * * * Что пользы в тишине, когда корабль разбит.



Валерий Брюсов
                    * * * О, закрой свои бледные ноги.                     * * * Я прекрасна, о смертный! Как греза камней!                     * * * Я знаю искусство, страданья забыв.                     * * * И никого и ничего в ответ.



Александр Блок
                    * * * Тайно себя уничтожить.



Самуил Вермель
                    * * * Кожей своей и то ты единственна.                                         1915



Константин Бальмонт


Паутинки
1 Всевыразительность есть ключ миров и тайн 2 Любовь огонь, и кровь огонь, и жизнь огонь, мы огненны.



Евгений Шилинг
                    * * * Лучше б он был нищим.



Василий Каменский


Золотороссыпьюиночь
Золотороссыпьюиночь



Рекачкачайка
Рекачкачайка



Александр Гатов


Повесть
Он в зеркало смотрел, как в уголовный кодекс.



Давид Бурлюк


2 Изре
1 Большая честь родиться бедняком.



Илья Сельвинский


Афоризм караимского философа Бабакай-Суддука
Лучше недо — чем пере.



Даниил Хармс
                    * * * Плачь мясорубка вскачь.                                         (январь 1928)                     * * * За дам по задам задам.



Василий Кубанев


Диалектика
Себя собою от себя к себе                                         1939



Владимир Марков



Одностроки


1. Читая, слушая, смотря


На выставке Моне
                    * * * Стога, Руанские соборы и лилии и тополя...                     * * * Поэт и друг поэтов Дельвиг.



Перед картиной Бонгарта
О лодка синяя, ты в море, ты не здесь!


2. Минуты
                    * * * О боже, я разбит, составь меня опять.



Березы. Ветер. Думая о смерти
Тот блеск пугающий, тот шорох неземной...


3. Разное


Роман в одну строку
1 Обрывки человеческих созданий... 2 Роман в народном духе Груша с Гришей согрешили. 3 И начал он стареть, стареть, стареть, стареть... 4 Учитель учил учеников.


Подражание латинскому
Варвар Варваре во рву вервену варварски вырвал.



Вакхический призыв к Жанне д’Арк (на гласных)
Эван эвоэ о Иоанна!



Николай Моршен


Афоризм
Сочинять афоризмы — плевое дело.



Владимир Эрль
                    * * * и яблоки поплыли в море                     * * * як ык                                         1966



Ян Сатуновский
                    * * * Да, сны доказывают, что я жил среди людей.                                         1975                     * * * Главное иметь нахальство знать, что это стихи.                                         1976



Ры Никонова


(Из сборников "Полированный куст" и "Отдай себe зонт", 1969–1977).

                    * * * Будь сама себе Египет                     * * * Мне хочется Ц в букве Ц                     * * * Рис рисования искует                     * * * Как птиц бичевали, в лесу ночующих                     * * * Рыдама дыма                     * * * Выворачивая челюсти зеркал, оборачиваемся                     * * * И Линисп светлопейн петных потных мольвов                     * * * Темен свет белый



Сергей Сигей
                    * * * Во Внебе Втихая Втеснина Водуши                     * * * ГУСЕНИЦА СИНЕЕТ ГУСЕМ                     * * * ЗЛЕЕ ЗЛОГО ЛОГА ЛЬДА                     * * * смертвых перенаступит нас верх                     * * * и соболь боле боль со                     * * * дсады бопечалирь



Татьяна Сельвинская
                    * * * И верую, и удивляюсь.                     * * * Ожидание — предчувствие разлуки.                     * * * Стихами защищаюсь от судьбы.                     * * * Вырвешься из кольца, провалившись в него.                     * * * Взгляни! И я разобью зеркала!



Роман Солнцев


Одна строка
Ушла — надкушенное яблоко чернеет...



Василий Субботин
                    * * * Окоп копаю. Может быть — могилу.



Владимир Бурич
                    * * * А жизнь проста как завтрак космонавта                     * * * Разве можно сказать цветку что он некрасив



Кирилл Ковальджи
                    * * * Что ответишь ты мне, если я ничего не скажу?                     * * * Слово сильнее меня.                     * * * Осознал. Содрогнулся. Привык.                     * * * В несодеянном каюсь...



Вадим Перельмутер


Жуковский
Он Пушкина видал в гробу.



Эпитафия. Князь Вяземский
Он жил, пока браниться не устал.



Карамзин
Блажен, кто пережил историю России...



Семиотика
Особый путь — синоним тупика.



Часы
Остановись, мгновенье! Ты сломалось.



Иван Ахметьев
                    * * * а где же лето                     * * * одна бесконечная осень



Сергей Бирюков
                    * * * Три линии обесцвечены грустью.                                         1990                     * * * нет умиранию да                                         1990



Балет
черный треугольник Одилии                     * * * ночная строка — ты одино-ка                     * * * Сильку мед                                         1991



Владимир Вишневский
                    * * * не пугайся, любимая, это еще не стихи                     * * * Я что-то тут событием не стал...                     * * * Как важно оборвать стихотворе...



Иван Жданов


Лента Мебиуса
Я нужен тебе для того, чтобы ты была мне нужна.



Геннадий Айги


Появление цикламенов
ангелы играют в карты конечно же ангельские                                         1992



Осень: Туман
падают птицы улетают листья на юг                                         1992



Продолжение цикламенов
гуси Бога идут на водопой                                         1992



Поле весной
там чудо покрывает ум                                         1985



(Из книги "Поэзия-как-Молчание")
2 Паузы — места преклонения: перед — Песней. 17 Безвыходно. 24 Мощно молчит — Бетховен. 26 Лица — поля и поля-лица                                         1992



Станислав Лакоба
                    * * * молния сказала что и ночное небо синее



Татьяна Михайловская


Улей (Избранные одностишия)
                    * * * Пулей в улей звезданули. Пчелы взмыли, вытек мед.                     * * * Да, мы — дамы. Да? мы?                     * * * Зело зла золотая пчела... Ззззззззззззззззззззз...                     * * * Абра-ка-дабра, обра-ка-добра, убра-ка-дубра... бббрррыссь!                     * * * Экология, экология... Экое эхо.                     * * * Мы, цирковые лошади, не можем без ОВсАЦИЙ.                     * * * З-з-з-з-з-з-з-др-др -ась? те? Кто?                     * * * Входит римлянин в сандалиях. Нравится мне легкая обувь.                     * * * Тебе — петь. Тебе — печь. А мне — спать лечь.



Александр Очеретянский


Поэмофраза из письма
как все-таки безжалостно линяет новизна



Все эти мелочи (из цикла)
1979–1999
                    * * * затяжная скупая невзрачная прелесть                     * * * невинно-грациозная мужчина                     * * * заумь: это когда за умью — ау                     * * * я устал от усталых людей                     * * * не день а дань



Борис Констриктор
                    * * * Дышала ночь восторгом самиздата...



Александр Арфеев
                    * * * все-Елена — я



Игорь Лощилов
                    * * * хоть мысль была со спичечный орех, а все ж рехнулся                     * * * царуй баруй царь ли князь ли Онисесий Донисясь



Александр Федулов
                    * * * О письмена — нарывы                     * * * Судьба вокруг кромешная стояла                     * * * Но- ч ч ч ч чь!                     * * * Без умысла поэзия творится                     * * * Подайте поэту на хлеб и вино



Евгений Степанов
                    * * * Черные окна, свет, пустота.                     * * * Я тебя не люблю,- сказала галчонку галка.                     * * * Почему мир не обтянут канатами?                     * * * атанатаатанатаатаната                     * * * До свидания, Швеция, Дания.