Вернуться на предыдущую страницу 

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

Декабрь 2003 г.

 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2

3

4
5
6
7

8

9

10

11

12
13
14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25
26

27

28
29
30
31

   

17.12.2003

МОСКВА — ПЕТУШКИ. ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ

В уходящем году Венедикту Васильевичу Ерофееву исполнилось бы 65 лет.
Я видел писателя однажды, году, если не ошибаюсь, в 89-м, на его литературном вечере. Венедикт Васильевич уже был тяжело, мучительно болен, говорил через трубочку в микрофончик, чем вызывал в душе горестные, трагические чувства.
Помню, как мой приятель, поэт и журналист Игорь Болычев, сделав интервью с Ерофеевым, предложил его редакции газеты "Семья", где я тогда работал в отделе литературы и искусства. Интервью нам с моим начальником Михаилом Поздняевым очень понравилось, но главред его не пропустил. Интервью называлось так: "Я умру, но не пойму этих скотов…" В нем писатель, в частности, рассказывал, как ему, раковому больному, приходили приглашения на лечение за границу, а наши чиновники его не выпускали… Вот их-то он и не мог понять.
Идя на спектакль "Москва — Петушки" (режиссер Валентин Рыжий) 16 декабря в ЦДРИ, очень волновался. Великая книга, в спектакле задействованы незаурядные силы — яркий актер Александр Цуркан, тонкий джазовый музыкант Сергей Летов. Но как прочел книгу режиссер? Он ее прочел по-своему. И образно, метафорично передал зрителю свои впечатления от поэмы. Главный герой (актер А. Цуркан) — это, по Рыжему, динамичный, энергичный молодой человек, обладающий незаурядной физической силой, в буквально смысле умеющий стоять на голове и не находящий адекватного выхода своей энергии. Размышления о смысле жизни, о бренном нашем бытии озвучивает непрерывно жестикулирующий, играющий бицепсами, сверкающий глазами артист. Метафора неожиданна, по-своему авангардна, но понятна. Понятна, но не близка. У меня от книги другие впечатления, и писателя я запомнил другим. Тем, наверное, интереснее взгляд режиссера — отличный от моего.
Совершенно очевидно следующее — актерский состав (прежде всего А. Цуркан и удивительно точно музицирующий по ходу действия Сергей Летов, который, на мой взгляд, является вторым действующим лицом спектакля) исполняет режиссерский замысел безукоризненно. Это действительно качественная, профессиональная работа.

Евгений СТЕПАНОВ