Вернуться на предыдущую страницу 

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

Декабрь 2003 г.

 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2

3

4
5
6
7

8

9

10

11

12
13
14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25
26

27

28
29
30
31

   

20.12.2003

НОВАЯ КНИГА ОБ АЙГИ

Знаменитый французский поэт-переводчик и культуртрегер Леон Робель выпустил в 2003 году в московском издательстве "Аграф" книгу под названием "Айги". Она, как нетрудно догадаться, посвящена жизни и творчеству выдающегося русского поэта Геннадия Айги.
Эта книга знаковая. Она фактически зафиксировала то, что было известно и ранее истинным любителям поэзии. Айги — фигура мирового уровня. Классик.
Книга написана на стыке жанров — литературоведение и биографический очерк.
Примечательно, что приводятся основные вехи жизни и деятельности писателя. От рождения, учебы в Чувашии и в Москве, в Литературном институте, нищенских лет непризнания до нынешних дней.
Показана роль мировой поэзии (прежде всего русской и французской) в становлении поэта. Автор рассказывает об общении поэта с Борисом Пастернаком, переписке с Пьером Эмманюэлем, Рене Шаром, Филиппом Супо, Реймоном Кено...
Интересны в книге мысли Айги, по-журналистски зафиксированные Робелем. Они дают понимание творческого метода поэта, который создал собственную — уникальную! — художественную систему. Приведем только одну, но обширную и очень важную цитату:

В феврале 1991 года у меня был очень долгий разговор с Айги... В частности, я спрашивал о его манере работы над стихотворением. Он ответил мне, что в самом начале своего творческого пути работал как Лермонтов или Маяковский: обрисовывая некую переживаемую чувственную данность. По сути, это рассказ, но рассказ особой формы: ты открываешь свое сердце, рассказываешь о том, что чувствуешь. Это — почти последовательное изложение, исповедь, лирическая или гражданская. Но под влиянием Малевича (кстати говоря, в книге много написано о творческих и личных пересечениях поэта с различными художниками. — Е.С.) он пришел к совсем другому пониманию творчества. То, с чем поэт имеет дело, — это нечто значительное и пока не определенное, мир как туманность... Громада этого материала не вмещается в рамки исповеди, она требует от поэта придания ему формы (стихотворения) и в то же время представляет собой модель мира, включающую все на свете: предметный мир, философские построения, иррациональное, непознаваемое, бессознательное, все вместе. Нужно привести эту еще нерасчлененную массу в движение, подчиняясь ее собственным законам. Если поэт прикладывает силу, под его началом и наблюдением все начинает распадаться, делиться на неравные множества, у каждого из них — собственный объем, собственный ритм... Поэзия и есть энергия. Управлять энергией словесных множеств гораздо важнее, чем заполнять их предметами.

Поэт — не стихотворец. Поэт — часть мира, природы. Своим творчеством, самим своим существованием это доказывает (никому ничего не доказывая) Геннадий Айги.
Леон Робель, многое сделавший для популяризации Айги на Западе, теперь открывает мир этого большого поэта и русскому читателю.

Евгений СТЕПАНОВ