РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 
2012-09-21
 

 
LUBOFF как способ наслаждения, самопознания и самоистязания
 
Евгений Степанов.
Секс в маленьком московском офисе.
М., Вест-Консалтинг, 2012. — 200 с.

«Секс в маленьком московском офисе» – это небольшой, но приятный подарок, в первую очередь, для любителей так называемых, love-story, романов о любви.
Обычно такие истории пишут женщины и для женщин же. Но в данном случае традиции в некотором роде нарушены, поскольку в качестве автора заявлен мужчина. И хотя он написал love-story, но она отнюдь не всем знакомый «лавбургер», т.е. любовная история, написанная в определенном формате с обязательно счастливым концом.
Тут, увы! – хэппи-энда нет. Роман имеет драматическое звучание, и хотя никто не погиб, но ощущение остается такое, как будто все умерли. Но не от счастья и не в один день, а в разное время и по другим причинам.
Что же там происходит, в этом романе? А ничего, на первый взгляд особенного, обычная офисная интрижка между руководителем отдела одной из московских фирм Сидором Ивановым и его сотрудницей Лю Такинавой.
Молоденькая Лю (по происхождению наполовину японка), студентка последнего курса филологического факультета МГУ, приходит устраиваться на работу в рекламный отдел фирмы «Головкер и братья» в качестве корреспондента.
«Сидор Иванов…вышел покурить на первый этаж, в коридор. И увидел незнакомую девушку – длинноногую, высокую, изящную и кареглазую, в черном костюме с томиком Кортасара в руках. Иванов на миг потерял дар речи – такого чуда он не видел никогда. Каким-то шестым чувством он понял: эта та девушка, которая записалась к нему на собеседование».
Иванов, сраженный необычной восточной красотой Лю, понимает, что это его идеал женщины, и, после короткого разговора, тут же принимает ее на работу с очень высоким окладом и… далее расклад уже понятен.
Лю тоже небезразличен такой интересный мужчина, тем более, ее начальник. И хотя он старше ее на 15 лет, она в итоге отвечает ему взаимностью. Разыгрывается бурный роман со всеми вытекающими из этого последствиями.
Отношения между ними проникнуты высокой романтикой любви и в то же время переполнены безудержной физической страстью. Так длится какое-то время…
«Они были бес-конеч-но интересны друг другу. А поскольку еще никто не придумал лучшего способа познания, чем секс, они изучали анатомические особенности друг друга с нечеловеческой энергией. Тело юной Лю было настолько совершенно, изящно, молодо, излучало такую нездешнюю энергию, что Иванов обретал вторую молодость и легко поддерживал заданный подругой сексуальный темп».
Всё это прекрасно, но…от всего этого начинает веять какой-то тревогой, какой-то нестабильностью.
«Подруга Иванова – талантливая Лера Горицкая – говорила, что любая любовь плохо заканчивается».
Даже при наличии у главных героев самых радужных перспектив и планов на совместную жизнь, не покидает ощущение, что ничего этого не будет и вот-вот случится что-то ужасное. И оно в итоге случается.
«Связь становилась потусторонней и, как писали в прежние времена, роковой»
Что же происходит? Погибает возлюбленная, либо с ней случается какое-то ужасное несчастье, либо что-то случается с главным героем?.. Нет. Погибает третий участник этого любовного союза, участник невидимый, и на первый взгляд неощутимый, погибает самый главный участник действия – любовь, а это в данной истории страшнее всех вышеозначенных драматических исходов. И мир вокруг наших героев тут же меняется. Он становится обыденным. Но после того чудесного, что до этого было, это-то как раз и хуже всего.
Это всё равно, что проснуться утром после замечательного застолья и обнаружить вокруг себя вместо прекрасного интерьера, и очаровательной девушки, полный разгром, грязь и мерзость запустения, а на кровати безмятежно спящую безобразную простушку. «Окончен бал, как говориться, погасли свечи…».
«Они остались вместе. Уже не в качестве мужа и жены, не в качестве страстных любовников, не в качестве друзей, а только в качестве коллег – начальника и подчиненной, всё чаще и чаще ненавидящих друг друга…Иванов весь ушел в работу. Но ему было очень плохо. Он понимал: большое чувство ушло от него, любовь к другому человеку – Лю – умирала…Он приобрел бессонницу, перестал нормально есть, выкуривал за раз по десять сигарет…Он был на грани нервного и физического истощения…»
После того, как заканчивается первая, счастливая часть романа, прекрасное создание Лю превращается в безобразную офисную интриганку. Она плетет против своего бывшего возлюбленного самые невероятные интриги, строит козни и превращает его жизнь в ад.
Это не придуманная история, а взятая из жизни, основанная на личном опыте автора, о его прохождении через подобную ситуацию в жизни. Именно личный опыт автора вносит трагическую ноту в повествование, поднимая эту обыденную офисную love-story на совсем иной уровень, переводя ее в разряд психологической прозы, исследующей едва уловимые движения человеческой души и выверты человеческой психики.
И вот тут, если кому удастся вырваться за рамки экзотерической стороны повествования, возможно, приоткроется другая, эзотерическая, скрытая суть этой вещи.
«Друг Иванова, поэт Серега Арутюнян, говорил: «Твой мир стоит на двух словах:
Я и Хочу. Всего остального для тебя не существует.
Логики в твоих поступках нет. Фактически ты первобытный человек. Этим и интересен. От того, кто с тобой соприкасается, только перья летят! Ты абсолютно не боишься – в отличие от большинства людей! – жизни».
Ведь на самом деле это не столько роман о любви, сколько о разрушительных психологических экспериментах главного героя Сидора Иванова над собой с целью познания жизни и самого себя. Любовь здесь выступает не только в качестве инструмента наслаждения, но и, в первую очередь, в качестве инструмента познания. И когда понимаешь это, становится страшно.
«Иванов был неуемным человеком, посвятившим себя самопознанию. Он сам для себя создавал пограничные ситуации.
Именно поэтому он занимался в детстве одновременно музыкой, боксом, футболом и хоккеем, именно поэтому в 17 лет он удрал из сытой и благополучной Москвы и поступил на факультет иностранных языков нищего провинциального университет (он хотел не только изучать языки, но и жить в общаге); именно поэтому он в 18 лет женился, именно поэтому он сделал все, чтобы угодить в сумасшедший дом, а затем за границей в тюрьму; именно поэтому он уезжал с 50 долларами в кармане в Америку и Францию, и выживал, и очень роскошно там жил; …именно поэтому он так легко и беззаботно менял работы.
Он ставил над собой эксперименты: выживет – не выживет. Он доказал себе: он выживает в любых условиях, как таракан или крыса. В еврейских районах Америки он становился похожим на еврея, у него появлялся местечковый акцент, в Париже он начинал думать и писать стихи по-французски. …Он мимикрировал. И не считал это ужасным. Пройти мимо Лю и отказаться от нового опыта он не мог».
В этой игре с жизнью-смертью Иванов готов на все, даже на полное самоуничтожение. И вот откуда веет трагизмом с самых первых строк повествования. Ведь не любовь это вовсе, а игра в любовь, и не здесь, а там, между различными сущностями внутреннего мира героя (читай, автора, поскольку они практически идентичны). Лю нужна герою для проведения очередной психологической игры, любовного спектакля. Такая у него появилась в этот момент жизни потребность. Он проговаривается об этом: «Если бы Лю не было, ее следовало бы придумать…».
И хотя герой уверяет читателей, что хотел на Лю жениться и иметь от нее детей, в это почему-то не верится. Вряд ли его интересует семейная жизнь, тем более, что он ее уже познал. Он подсознательно не хочет этого.
На самом деле существовали две Лю: одна – в реальности, а другая – в воображении героя. Создав в своем воображении образ прекрасной возлюбленной и наложив его, как голограмму на, в общем-то, ничем не примечательную девушку, он превращает ее в принцессу и разыгрывает с ней любовную историю. Разобрав ее на части, пресытившись этим образом, Иванов уничтожает свою внутреннюю Лю, и вслед за этим рассыпается и магический образ его реальной возлюбленной. Она опять превращается в обычную девушку, только уже в гораздо более неприглядном варианте. В процессе познания и без магической подпитки ее несовершенства только увеличились.
Ведь реальная Лю не в силах конкурировать с воображаемой, а тем более, со своим возлюбленным, который старше ее на 15 лет, и поэтому намного мудрее, опытнее и сильнее ее. Кроме относительной молодости и красоты у нее ничего нет, а эти вещи не только весьма спорны, но и скоропреходящи. Другими словами, таких, как Лю, у ее начальника Сидора Иванова при его властном статусе и деньгах, да еще к тому же и привлекательной внешности, может быть великое множество и ему есть из кого выбрать. Только этим его не привлечешь, ему требуется нечто большее. А этого большего у Лю не могло быть по определению, поскольку жизненный путь ее был еще так невелик.
Но можно и не заходить так далеко в деле интерпретации этого романа. Можно просто его прочесть и насладиться как счастливыми любовными картинами из жизни главного героя, так, впоследствии, и противоположными сюжетами из несчастливой части романа. Проследить очередную историю притяжения и борьбы противоположностей, драматическую историю любви одного современного мужчины к одной современной женщине.

Любовь Осокина
«Зарубежные задворки», 02.09.2012 г.