Главный редактор
Редколлегия
Контакты
Дневник главного редактора
Хроника
Свежий номер
Антология
Наши интервью
Серия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"
Спонсоры
Авангардные события
Арьергардные события
Архив
О нас пишут
Портреты поэтов
Мультимедиа-галерея
Библиотека журнала
Книги, присланные в редакцию
Магазин
Лауреаты "Футурума"
Гостевая книга
Авангардные сайты
Подписка и распространение
Страница памяти

Хроника

   
Евгений Степанов об "Избранном" Ивана Жданова.



Иван Жданов, "Избранное", Издательский Дом Дмитрия Бураго, Киев, 2004

Иван Жданов сумел сделать в поэзии немало — в жестких доспехах силлабо-тоники развить новый подход к слову.
Жданов показал и доказал, что смысла в поэзии быть не должно; его метафоры не имеют практически никакой семантической нагрузки, абсолютно интуитивны и даже спонтанны. И это хорошо. Смысл речи — речь. Смысл красоты — красота. Вот, например, стихотворение "Ниша и столп" (с. 84).

…Словно с древа ходьбы обрывается лист онемевшей стопою,
словно липовый мед, испаряясь подвальной известкой,
застилает твой путь, громоздя миражи пред тобою,
выползает из стен и в толпе расставляет присоски…

Красиво? Очень. Есть ли смысл в метафорах? Очень туманный. "Словно с древа ходьбы обрывается лист онемевшей стопою". Уверен, что, например, заменив слово "древа" на слово — первое пришедшее в голову! — "года" ничего не изменится. Шарлатантсво ли это? Нет. Это скорее шаманство. Музыка в текстах Жданова и является смыслом.
Что плохо? Плохо то, что у Жданова только один прием… Он совершенно отсталый, глубоко провинциальный версификатор. Его техника устарела на сто лет. Рифмы — стопою/тобою/ рыданье/назиданье/ было/ослепило. И т.д. И т.п. Привожу примеры только из одного стихотворения "Ниша и столп". Такое ощущение, что Иван Федорович прочитал мало книг. Разве это достоинство поэта?


Евгений Степанов