Евгений Степанов об "Избранном" Ивана Жданова.
Иван Жданов, "Избранное", Издательский Дом Дмитрия Бураго, Киев, 2004
Иван Жданов сумел сделать в поэзии немало — в жестких доспехах силлабо-тоники развить новый подход к слову.
Жданов показал и доказал, что смысла в поэзии быть не должно; его метафоры не имеют практически никакой семантической нагрузки, абсолютно интуитивны и даже спонтанны. И это хорошо. Смысл речи — речь. Смысл красоты — красота. Вот, например, стихотворение "Ниша и столп" (с. 84).
…Словно с древа ходьбы обрывается лист онемевшей стопою,
словно липовый мед, испаряясь подвальной известкой, застилает твой путь, громоздя миражи пред тобою, выползает из стен и в толпе расставляет присоски…
Красиво? Очень. Есть ли смысл в метафорах? Очень туманный. "Словно с древа ходьбы обрывается лист онемевшей стопою". Уверен, что, например, заменив слово "древа" на слово — первое пришедшее в голову! — "года" ничего не изменится. Шарлатантсво ли это? Нет. Это скорее шаманство. Музыка в текстах Жданова и является смыслом.
Что плохо? Плохо то, что у Жданова только один прием… Он совершенно отсталый, глубоко провинциальный версификатор. Его техника устарела на сто лет. Рифмы — стопою/тобою/ рыданье/назиданье/ было/ослепило. И т.д. И т.п. Привожу примеры только из одного стихотворения "Ниша и столп". Такое ощущение, что Иван Федорович прочитал мало книг. Разве это достоинство поэта? Евгений Степанов
|