Вернуться на предыдущую страницу 

   Библиотека

     

 

ТАНКЕТКИ

 

Алексей Верницкий

Танкетки, или Что идет после убещур?

Попросите своих друзей, любящих поэзию, прочитать вам самое знаменитое стихотворение русского футуризма. "Дыр бул щыл — убещур!" — уверенно произнесет любой из них и умолкнет. Многие даже не знают, что это не все стихотворение. Кое-кто вспомнит еще "скум", однако едва ли у кого-нибудь в голове всплывет идущее дальше "вы со бу р л эз". Разве не странно, что "дыр бул щыл — убещур" так широко известно, и даже вошло в словари крылатых выражений, а продолжение совершенно забыто? У меня есть мое собственное объяснение этого контраста. Дело здесь, с моей точки зрения, не в зауми, поскольку "убещур" не менее и не более заумно, чем "вы со бу". Различие между первой и второй частями стихотворения состоит вот в чем. Первая часть "дыр бул щыл — убещур" обладает четкой звуковой симметрией и соразмерностью — в числе слогов, в числе и длине слов, в расположении стихораздела (который я здесь обозначил тире) и даже в расположении гласных и согласных в словах. Эта симметрия и соразмерность нравятся среднему читателю, и поэтому эти строки легко запоминаются. Таково мое объяснение.

Однако вы можете верно поправить меня, что лишь в некоторые эпохи среднему читателю по вкусу соразмерные и ритмичные стихи, а в другие эпохи, напротив, средний читатель предпочитают изломанное и непредсказуемое звучание. Я согласен и выскажусь более корректно следующим образом: читая стихотворение, читатель обращает внимание на число слогов, на число и длину слов, на расположение стихоразделов. Это происходит немедленно, неизбежно и сильнейшим образом влияет на читательскую оценку произведения в ту или другую сторону. Я полагаю, что с этим вы согласны, и повторю это еще раз: когда читатель читает стихотворение, он (бессознательно или сознательно) считает слоги, слова и строки.

В предыдущей фразе я намеренно сделал оговорку о бессознательном или сознательном счете. Дело в том, что сознательно человек может сосчитать до сколь угодно большого числа, но делает это медленно, и такой счет разрушает живое впечатление от стихотворения. Так русский читатель читает хайку: вначале он прочитывает весь текст, не пытаясь считать слоги, просто как верлибр, а затем читает во второй раз, медленно и загибая пальцы, чтобы убедиться, что слогов именно 17. Кому нужно это второе чтение, превращающее читателя в машину? Число слогов, слов и строк должно быть таким, чтобы читатель мог сосчитать их, не считая специально, бессознательно и без напряжения, при первом чтении.

Сделаю оговорку о японских хайку: из-за того, что в японском слоги звучат четче и совпадают друг с другом по длине как при произнесении, так и при написании, японцы не должны, как русские, считать слоги в строках хайку сознательно. У них этот подсчет получается автоматически, как у нас автоматически получается проверить, что строка написана ямбом.

Как можно писать стихи по-русски так, чтобы слоги в строках было легко сосчитать? Ответ таков: этих слогов должно быть четыре или меньше. Дело в том, что русские авторы и читатели натренированы в написании и чтении силлабо-тонических текстов, и поэтому они легко могут опознать любой отрезок речи длиной не более четырех слогов как стопу силлабо-тонического размера: два слога как стопу хорея или ямба, три слога как стопу дактиля, амфибрахия или анапеста, четыре слога как стопу пеона. Более того, следует отметить, что разные длины стоп вызывают у читателя ассоциации с разными периодами русской литературы (два слога — от Ломоносова до Пушкина, три слога — от Лермонтова до Некрасова, четыре слога — Серебряный век), что еще более облегчает читателю подсчет слогов, делая этот подсчет незаметным, автоматическим, моментальным.

С одной стороны, эти соображения, а с другой стороны, мой интерес к поэзии как виду медитации (о чем я писал в предыдущих статьях) привели меня к изобретению новой поэтической формы. По аналогии с японскими танка я назвал эти стихи танкетками. Танкетки — это твердая поэтическая форма, то есть танкетка должна удовлетворять ряду правил. Вот правила, описывающие танкетку. Танкетка есть стихотворение из шести слогов, разбитых на две строки либо по 3, либо 2 в первой, 4 во второй. В танкетке запрещены знаки препинания и должно быть не больше пяти слов.

Затем началась история танкеток, которую я не буду описывать здесь подробно. Упомяну лишь две главные вехи: конкурс танкеток в апреле-мае 2003 (который организовывали и оценивали вместе со мной Евгений Горный, Георгий Жердев, Роман Лейбов и Дмитрий Манин) и создание в июне 2003 г. ежемесячного сетевого альманаха танкеток в рамках сайта "Сетевая словесность".

Видели ли вы в документальных фильмах по астрономии, как вырывается из солнца протуберанец? Из сверкающего солнечного лика в черное пустое пространство выбрасывается столб светящейся солнечной материи. Точно так же я, глядя сегодня на танкетки, написанные разными авторами за год существования танкеток, думаю о них как о протуберанце поэзии, выброшенном в то пространство, где год назад в поэтическом смысле было пусто. Дело в том, что, с одной стороны, танкетки несомненно являются частью поэзии: авторы, пишущие танкетки, не пытаются перевернуть или сместить наше традиционное понимание поэтического (вы можете оценивать это как положительный или отрицательный факт, но, в любом случае, это факт). Однако, с другой стороны, написанные этими авторами танкетки не похожи ни на какое ранее существовавшее явление в русской литературе. С какими бы текстами вы ни сравнили танкетки — с танка и хайку, с одностишиями, с крылатыми изречениями, с пословицами, с молитвами, с силлабическими виршами — вы заметите, что танкетки написаны по-другому: у них другая звуковая организация, другой круг тем и т.д. Эта непохожесть позволяет мне заявить о том, что танкетки являются не только новой формой, но и новым жанром в русской литературе.

Интересно отметить, что обсуждавшийся выше знаменитый фрагмент "дыр бул щыл — убещур" является танкеткой. Также является танкеткой известная миниатюра Вознесенского "чайка — плавки Бога". Таким образом, русская авангардная поэзия уже давно выказывала некоторое тяготение к танкеткам. Однако лишь после того, как я определил танкетку как форму, авторы начали на основе этой формы выстраивать своими текстами танкетку как жанр.

 

См. также:

Алексей Верницкий, Танкетки: новый двигатель русской поэзии?

Алексей Верницкий, Танкетки на поэтическом бездорожье

Алексей Верницкий, Танкетки

Алексей Верницкий, Танкетки-2: Плодитесь и размножайтесь

Алексей Верницкий, И увидел он, что танкетки хороши

 

    

 

Алексей Верницкий:

* * *

Я список
Кораблей

 

* * *

В Яндексе
Эрго сум

 

* * *

что делать
войти в чат

 

* * *

зебры
штрих-код саванн

 

* * *

красота
тороса

 

* * *

язык
убил себя

 

* * *

цветы
качаются

 

* * *

сон Будды
рождает

 

* * *

лампа
закатёнок

 

* * *

вечерночь
ногопух

 

* * *

     слово
за слово за

 

* * *

     лотос
поза в небо

 

* * *

посулил
и в небо

 

* * *

секретарь
снайперша

 

* * *

февраль
достать лаптоп

 

* * *

Пчеловод
скрыл Свой лик

 

* * *

создатель
наследил

 

* * *

коридор
всосал нас

 

* * *

порох
любит потрох

 

* * *

креатив
на крови

 

* * *

       змея
не за мет на

 

* * *

ночь пьет
из злобы дня

 

* * *

рассвет
свет с экрана

 

* * *

рассвет
свет с экрана

 

* * *

грызу
хвостик часа

 

* * *

линк Христос
устарел

 

* * *

кабель
в бок облаку

 

* * *

поэт
по матери

 

* * *

ковчег
но очередь

 

* * *

Пруст прости
Не прочту

 

* * *

у вещи
везде фас

 

* * *

Гоголь
Ноготь в гроб врос

 

 

Андрей Витальевич Василевский:

* * *

герасим
помолчи

 

 

Полина Вилюн:

* * *

либидо
до боли

 

* * *

темень
по темени

 

* * *

где же вы
небыли

 

* * *

без тебя
бестия

 

* * *

нырок
перевёртыш

 

* * *

ночью звезд
многоточь

 

* * *

изменил
изменись

 

* * *

любил
я вас вы нет

 

* * *

не всяк смог
широк Днеп

 

 

Сергей Дышловой:

* * *

не вдруг
кони пали

 

* * *

веснушки
лето стать

 

* * *

в борще
должно стоять

 

 

Рой Ежов:

* * *

Вдове
От ВэДэВэ

 

* * *

тарачок
жукашка

 

* * *

на венок
во зло жил

 

* * *

зажевал
заживо

 

* * *

Боже
не сотвори

 

* * *

Выплыл
медный всадник

 

* * *

все мы
немного ложь

 

* * *

поцелуй
в лягушку

 

* * *

улитка
падает

 

* * *

не попа
дайся мне

 

* * *

в забое
я на все

 

 

Валентина Ермакова:

* * *

родина
танкеток

 

* * *

мертвец
нет вопросов

 

* * *

пиар
не отмыться

 

* * *

хруст листа
груз грусти

 

* * *

кто стрелял
тишина

 

* * *

орде на
ордена

 

* * *

сосед
наглоивность

 

* * *

рос вирус
рис вырос

 

* * *

гуру
на горе Сне

 

* * *

ночью
черен квадрат

 

* * *

Гауди
удивил

 

* * *

сорно
на Парнасе

 

* * *

зима
крестьянин то

 

* * *

совесть
из латекса

 

* * *

си-до-ре
миф Ассоль

 

* * *

державю
данс ин гроб

 

* * *

завтра
в трансвеститы

 

* * *

вдругвзрыв
лязгвизгмозг вдрызг

 

* * *

трубасфальт
фингалстук

 

* * *

кухарка
блинопись

 

* * *

зола
была лозой

 

* * *

держава
плохотрон

 

* * *

пиво
Афродита

 

* * *

Луна
цикл загрузки

 

* * *

врут руны
в рунете

 

* * *

кантата
на шприцах

 

 

Георгий Жердев:

* * *

пауза
в две строки

 

* * *

сапер
жизнь тикает

 

* * *

младенец
блог Бога

 

* * *

талон
на одну жизнь

 

* * *

прощай
вышел в люди

 

* * *

стихи
украли ночь

 

* * *

война
руки ноги

 

* * *

ветер
головоног

 

* * *

строка
и обратно

 

* * *

танкетка
аскетка

 

* * *

мы скифы
мамонты

 

* * *

по вере
и враги

 

* * *

звенят
стихи льдинки

 

* * *

Бог-Бог-Бог
   триедин

 

* * *

чутко
девушки спят

 

* * *

в обществе
общих слов

 

* * *

втрамбуй
утро в трамвай

 

* * *

биты
ваши байты

 

* * *

о дни
звезды в ночи

 

 

Александр Корамыслов:

* * *

пьют кровь
комары слов

 

* * *

вода
вилы пишу

 

* * *

Ё моё
а Я нет

 

* * *

обними
Теплый Стан

 

 

Ваня Ливб:

* * *

Небо
перестаньте

 

* * *

Я еда
и я яд

 

 

Марк Мезонинов:

* * *

зебры
оборзели

 

* * *

юность
куплю у шлюх

 

* * *

кот примус
Пелевин

 

* * *

президент
круг друзей

 

 

 

Валерий Прокошин:

* * *

За счастье
убил бы

 

* * *

Пуля
не воробей

 

* * *

Жестом
жизнь или смерть

 

* * *

Вовочка
Сорокин

 

* * *

Толстой
Третьим будешь

 

* * *

гром морг
саван на вас

 

* * *

Ума
палата шесть

 

* * *

юбовь
заумь сердца

 

* * *

Снегирь
слоган зимы

 

* * *

Дети
с цветами зла

 

* * *

Закат
заначка дня

 

* * *

Икона
три в одном

 

* * *

Глаза
для отвода

 

 

Роман Савоста:

* * *

песок
в часах моря

 

* * *

пройдя
до полови

 

* * *

пишу
против ветра

 

* * *

в баню
с икебаной

 

* * *

слогов
на всех не хва

 

* * *

кошмар
от сна до сна

 

* * *

Сибирь
гиперссылка

 

* * *

турист
в один конец

 

* * *

тесно
в чернильнице

 

* * *

сносит
           те че ни ем

 

* * *

ДАВИТ ВНУТРЬ
КРЕСТ ПУСТОЙ

 

* * *

                                         шляпу
ветром сдуло

 

* * *

ангел
фонит душа

 

* * *

золото
молчало

 

* * *

я слово
позабыл

 

* * *

под венец
и ниже

 

* * *

сам себе
соседний

 

 

Константин Смирнов:

* * *

Не жил
Врать не буду

 

См. страницы Алексея Верницкого, Андрея Витальевича Василевского, Полины Вилюн, Сергея Дышлового, Роя Ежова, Валентины Ермаковой, Георгия Жердева, Александра Корамыслова, Вани Ливба, Марка Мезонинова, Романа Савосты и Константина Смирнова в разделе "Авторы".